Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов

 

Утверждено

Научно-методическим советом

СРО Россоюз “Чаянов” 21.09.2011г.

Изменение пункта 6.8 статьи 6

утверждено

Научно-методическим советом 05.09.2013г.

 

Правило ревизионной деятельности

“Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов”

Настоящее правило определяет порядок осуществления СРО Россоюз “Чаянов” контроля деятельности ревизионных союзов – членов СРО Россоюз “Чаянов” и состоящих в их штате, а также работающих в них по гражданско-правовому договору ревизоров-консультантов.

Настоящее правило не применяется к отношениям по контролю деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов, проводимому органами управления СРО Россоюз “Чаянов” в рамках своей компетенции.

Статья 1. Цели, задачи и предмет контроля

1.1. Целью контроля является обеспечение соответствия деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов предъявляемым к ней обязательным требованиям.

1.2. Задачами контроля являются:

  • своевременное выявление нарушений в деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов и их устранение;
  • предупреждение нарушения ревизионными союзами и ревизорами-консультантами обязательных для них требований;
  • помощь в организации ревизионными союзами и ревизорами-консультантами своей деятельности;
  • повышение организационного и профессионального уровня деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов;
  • привлечение к ответственности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов, допустивших нарушения обязательных для них требований.

1.3. Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов осуществляется на предмет ее соответствия:

  • Федеральному закону “О сельскохозяйственной кооперации”, иным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность ревизионных союзов и ревизоров-консультантов;
  • Учредительным документам, правилам и иным нормативным правовым актам СРО Россоюз “Чаянов”, решениям его органов управления;
  • Кодексу профессиональной этики ревизоров-консультантов;
  • Учредительным документам и правилам проверяемого ревизионного союза.

1.4. Перечень вопросов, подлежащих контролю, и составляющих его предмет, приведен в Приложении № 1 к настоящему правилу.

Статья 2. Формы контроля

2.1. Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов осуществляется путем проведения проверок ревизионных союзов. Регламент проверки приведен в Приложении № 2 к настоящему правилу.

2.2. Проверка проводится в месте нахождения ревизионного союза, а в случае невозможности ее проведения в этом месте ввиду отсутствия помещений, удаленности места нахождения ревизионного союза – по согласованию с ним – в месте нахождения СРО Россоюз “Чаянов” либо в ином месте, определенном решением о проведении проверки.

2.3. Плановая проверка ревизионного союза и ревизора-консультанта проводится один раз в два года. Проверки по жалобам, заявлениям, иной информации о допущенных нарушениях, а также по решению наблюдательного совета СРО Россоюз “Чаянов”, проводятся независимо от даты проведения предыдущей проверки. План проведения проверок на календарный год утверждается руководителем контрольно-ревизионного отдела СРО Россоюз “Чаянов”.

2.4. Не допускается проведение двух и более проверок одного и того же лица по одним и тем же вопросам за один и тот же период. Проведение повторных проверок допускается при наличии сведений о существенных нарушениях, допущенных при проведении проверки, в случае выхода ревизионного союза из СРО Россоюз “Чаянов”, а также в связи с вновь открывшимися существенными обстоятельствами, которые не были и не могли быть известны при проведении проверки.

2.5. Проверка деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов проводится одновременно.

2.6. Срок проведения проверки и составления заключения по ее результатам не может превышать одного месяца. Срок проведения проверки исчисляется с момента принятия решения о ее проведении до составления заключения.

2.7. Время проведения проверки в помещении проверяемого ревизионного союза не может превышать трех дней. Конкретные даты проведения проверки в помещении проверяемого ревизионного союза в пределах установленного срока ее проведения, согласовываются с ним лицами, проводящими проверку.

2.8. Проверка может быть приостановлена, либо продлена по решению руководителя контрольно-ревизионного отдела на один месяц для получения информации от других лиц либо проведения экспертизы.

2.9. Проверка проводится за счет целевых членских взносов, вносимых на их проведение проверяемым ревизионным союзом. Размер целевых членских взносов на проведение проверки утверждается наблюдательным советом.

Статья 3. Назначение проверки

3.1. Проверка проводится по решению руководителя контрольно-ревизионного отдела.

3.2. Решение о проведении проверки принимается на основании плана проверок либо жалоб, заявлений, иной информации о нарушении ревизионным союзом и (или) ревизором-консультантом обязательных для них требований или решения наблюдательного совета СРО Россоюз “Чаянов”.

3.3. Решение о проведении проверки должно содержать:

  • Дату принятия решения;
  • Наименование проверяемого ревизионного союза, его место нахождения;
  • Периодичность и основание проведения проверки;
  • Проверяемый период;
  • Место проведения проверки;
  • Фамилии, имена, отчества, должности и места работы лиц, проводящих проверку, их контактный телефон, электронный адрес.

3.4. Решение о проведении проверки в течение трех дней с момента его принятия направляется проверяемому ревизионному союзу и лицам, проводящим проверку, почтовым отправлением либо посредством факсимильной связи или электронного сообщения.

3.5. Проверки проводятся работниками контрольно-ревизионного отдела СРО Россоюз “Чаянов” и (или) ревизорами-консультантами, состоящими в штате ревизионных союзов – членов СРО Россоюз “Чаянов”. По решению руководителя контрольно-ревизионного отдела в проверке могут участвовать представители органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов. Количество лиц, проводящих проверку, без учета указанных представителей, не может превышать двух человек.

3.6. Ревизор-консультант, привлекаемый к проверке должен отвечать следующим требованиям:

  • Наличие аттестата аудитора либо ревизора-консультанта;
  • Стаж работы в качестве аудитора либо ревизора-консультанта не менее двух лет из последних трех лет, при этом не менее одного года в ревизионном союзе;
  • Независимость по отношению к проверяемому лицу.

3.7. Привлечение ревизора-консультанта к проведению проверки осуществляется по решению Президента СРО Россоюз “Чаянов” ревизионным союзом, в штате которого он состоит.

3.8. Расходы лиц, проводящих проверку, на проезд к месту проведения проверки и проживание в месте ее проведения возмещаются проверяемым ревизионным союзом.

3.9. Перед проведением проверки ревизор-консультант письменно подтверждает свою компетентность, отсутствие обстоятельств, ставящих под сомнение его независимость по отношению к проверяемому ревизионному союзу и его ревизорам-консультантам, а также обязуется не разглашать сведения, полученные в ходе проверки и составляющие профессиональную и коммерческую тайну. Письменное подтверждение компетентности, независимости и конфиденциальности составляется по форме, приведенной в Приложении № 3 к настоящему правилу, и прилагается к заключению, составляемому по результатам проверки.

Статья 4. Права и обязанности лиц, проводящих проверку, и проверяемых лиц

4.1. Лица, проводящие проверку, имеют право:

  • запрашивать у проверяемого ревизионного союза и его ревизоров-консультантов документы и сведения, относящиеся к вопросам проверки, и исследовать их в полном объеме;
  • получать письменные и устные разъяснения должностных лиц и работников проверяемого ревизионного союза и его ревизоров-консультантов по вопросам проверки;
  • проводить опрос проверяемых ревизоров-консультантов, а также должностных лиц и работников проверяемого ревизионного союза;
  • запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для проведения проверки, от других ревизионных союзов, ревизоров-консультантов, сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, получать сведения и документы от третьих лиц по запросу ревизионного союза;
  • получать копии документов, представленных к проверке, в том числе заверенные ревизионным союзом.

4.2. Лица, проводящие проверку, обязаны:

  • проводить проверку в соответствии с Федеральным законом “О сельскохозяйственной кооперации”, правилами СРО Россоюз “Чаянов”, настоящим правилом и решениями ее органов управления;
  • соблюдать при проведении проверки законодательство Российской Федерации, а также Кодекс профессиональной этики ревизоров-консультантов;
  • соблюдать профессиональную и коммерческую тайну в отношении сведений, полученных в ходе проверки;
  • быть честными и объективными;
  • отказаться от проведения проверки в случае наличия либо возникновения обстоятельств, исключающих независимость и объективность по отношению к проверяемому ревизионному союзу и его ревизорам-консультантам;
  • закончить проверку и оформить ее результаты в установленный срок;
  • давать проверяемому ревизионному союзу и его ревизорам-консультантам разъяснения по выводам, сделанным в результате проверки.

4.3. Проверяемый ревизионный союз имеет право:

  • знать о проведении проверки, получать копию решения о ее проведении;
  • заявить отвод лицу, проводящему проверку, в случае наличия либо возникновения обстоятельств, исключающих его независимость по отношению к нему и его ревизорам-консультантам;
  • получать заключение по результатам проверки;
  • представлять возражения на заключение по результатам проверки;
  • представлять свои интересы при рассмотрении заключения руководителем контрольно-ревизионного отдела в случае несогласия с ним;
  • обжаловать действия (бездействие) лиц, проводящих проверку, руководителю контрольно-ревизионного отдела и (или) Президенту СРО Россоюз “Чаянов”;
  • обжаловать решение, принятое по результатам рассмотрения заключения в дисциплинарную комиссию СРО Россоюз “Чаянов”.

4.4. Проверяемый ревизионный союз обязан:

  • представлять документы и сведения, запрашиваемые лицами, проводящими проверку;
  • давать письменные и устные разъяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • в случае проведения проверки в месте его нахождения предоставить места для работы лицам, проводящим проверку, обеспечить их компьютерной и копировальной техникой, телефонной и электронной связью, создавать иные объективно необходимые условия для проведения проверки;
  • по требованию лиц, проводящих проверку направлять другим организациям и физическим лицам запросы о представлении документов и сведений, необходимых для проверки;
  • ознакомить ревизоров-консультантов с заключением по результатам проверки в части, затрагивающей их права и обязанности, а также сообщить им о месте и времени его рассмотрения.

4.5. Ревизор-консультант проверяемого ревизионного союза имеет право:

  • знакомиться с заключением по результатам проверки в части, затрагивающей его права и обязанности;
  • представлять возражения на заключение в части, касающейся выводов о его деятельности (указанные возражения могут быть включены в возражения ревизионного союза);
  • присутствовать при рассмотрении заключения руководителем контрольно-ревизионного отдела в случае несогласия с ним, если оно затрагивает его права и обязанности;
  • обжаловать действия (бездействие) лиц, проводящих проверку, руководителю контрольно-ревизионного отдела и (или) Президенту СРО Россоюз “Чаянов”;
  • обжаловать решение, принятое по результатам рассмотрения заключения в дисциплинарную комиссию СРО Россоюз “Чаянов”.

4.6. Ревизор-консультант проверяемого ревизионного союза обязан:

  • представлять документы и сведения, запрашиваемые лицами, проводящими проверку;
  • давать письменные и устные разъяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки.

4.7. Лица, проводящие проверку, проверяемый ревизионный союз и его ревизоры-консультанты имеют права и исполняют иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, учредительными документами, правилами СРО Россоюз “Чаянов” и решениями его органов управления.

4.8. Ревизионные союзы – члены СРО Россоюз “Чаянов” и их ревизоры-консультанты обязаны по письменному требованию лиц, проводящих проверку, представлять сведения и документы, касающиеся проверяемого союза и его ревизоров-консультантов. Такие сведения и документы представляются в течение пяти дней с момента получения требования об их представлении.

Статья 5. Порядок проведения проверки

5.1. Лицо, проводящее проверку, в течение трех рабочих дней с момента получения решения о проведении проверки, направляет проверяемому ревизионному союзу требование о представлении документов, необходимых для ее проведения. Примерный перечень документов, представляемых к проверке, приведен в Приложении № 4 к настоящему правилу.

5.2. Документы, запрашиваемые перед началом проверки и в ходе ее проведения, представляются не позднее трех рабочих дней после получения требования об их представлении.

5.3. При проведении проверки вне места нахождения проверяемого ревизионного союза необходимые для проверки документы представляются в виде оригиналов либо копий, заверенных ревизионным союзом. В случае проведения проверки в месте нахождения проверяемого ревизионного союза документы представляются в оригиналах.

5.4. В случае возникновения сомнений в верности представленных копий документов либо в достоверности оригинала документа, у проверяемого ревизионного союза и его ревизоров-консультантов, могут быть затребованы либо изъяты оригиналы документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В этом случае они подлежат возврату после проведения проверки и принятия решения по ее результатам, за исключением случаев, когда представленные документы содержат признаки подделки, либо свидетельствуют о совершении проверяемым лицом административного правонарушения или преступления.

5.5. Проверка проводится путем осуществления следующих контрольных мероприятий:

  • Исследования документов (в бумажном и электронном виде) и других форм представления информации;
  • Письменного и устного опроса;
  • Получения письменных и устных пояснений, объяснений;
  • Запроса информации у других лиц;
  • Проведения экспертизы.

5.6. Контрольные мероприятия проводятся в отношении проверяемого ревизионного союза и его ревизоров-консультантов. Отказ этих лиц от проведения контрольного мероприятия документируется.

5.7. Контрольные мероприятия проводятся, как правило, путем исследования всех объектов по вопросу проверки. Однако при очевидно большом количестве объектов по вопросу проверки, либо относящихся к ним документов и сведений, допускается проведение выборочной проверки по отдельным вопросам при соблюдении требований достаточности и необходимости объема проверки. Необходимость и достаточность объема проверки оценивается, исходя из объема проверяемой совокупности, характера ее элементов и предполагаемого риска нарушений. Проведение выборочной проверки должно быть обосновано документально.

5.8. По результатам проверки составляется заключение, содержащее информацию по всем ее вопросам.

5.9. Заключение состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и резолютивной.

5.10. Вводная часть содержит следующие сведения:

  • Наименование заключения, место и дата его составления;
  • дата принятия решения о назначении проверки, лицо, принявшее это решение;
  • наименование проверяемого ревизионного союза, его место нахождения;
  • лица, проводившие проверку;
  • проверяемый период;
  • место и сроки проведения проверки;
  • общие сведения о деятельности проверяемого ревизионного союза.

5.11. Наименование заключения должно включать слова “заключение по результатам проверки” и указание на проверяемый ревизионный союз и проверяемый период.

5.12. Местом составления ревизионного заключения признается место его подписания. Датой составления заключения является дата его подписания всеми лицами, ответственными за подготовку заключения.

5.13. Общие сведения о деятельности проверяемого ревизионного союза включают сведения:

  • О количестве работников ревизионного союза, числе проведенных ревизий, видах и объеме оказанных сопутствующих услуг;
  • О взаимодействии ревизионного союза с органами управления сельским хозяйством субъектов Российской Федерации, проведении информационных, образовательных, общественных мероприятий и участии в них;
  • О деятельности ревизионного союза по содействию в создании новых кооперативов, пропаганде идей кооперации;
  • Иные сведения, характеризующие деятельность ревизионного союза.

5.14. В мотивировочной части ревизионного заключения содержится описание нарушений и замечаний по вопросам проверки, либо указывается на отсутствие таких нарушений и замечаний по каждому из этих вопросов.

5.15. Информация мотивировочной части ревизионного заключения должна включать в себя мотивированное изложение нарушения и замечания, со ссылками на обстоятельства, лежащие в основе и нормативные акты, регулирующие соответствующие отношения. Если иное не вытекает из существа нарушения или замечания, информация о них должна содержать их количественную оценку либо количественную оценку их последствий. В случае отсутствия точных количественных данных, невозможности получения таких данных в ходе подготовки заключения, количественная оценка нарушений, замечаний, суждений дается примерно.

5.16. Если иное не вытекает из существа нарушения и замечания, данные об обстоятельствах, лежащих в их основе, должны содержать ссылки на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства с указанием реквизитов, достаточных для проверки наличия таких доказательств и их содержания.

5.17. Числовые данные, относящиеся к нарушению, замечанию либо суждению приводятся при их изложении либо прилагаются к заключению, если их указание в тексте заключения затруднительно. При этом итоговые числовые данные, характеризующие нарушение или замечание в обязательном порядке указываются в заключении.

5.18. Резолютивная часть заключения содержит перечень установленных нарушений и сделанных замечаний, рекомендации по устранению этих нарушений и учету замечаний, совершенствованию работы ревизионного союза и его ревизоров-консультантов, а также предложения по привлечению проверяемого ревизионного союза и (или) ревизора-консультанта к дисциплинарной ответственности. Резолютивная часть заключения может также содержать рекомендации по обращению в компетентные государственные органы в случае выявления нарушений, содержащих признаки правонарушений или преступлений.

5.19. Заключение должно быть подписано всеми лицами, проводившими проверку, с указанием их фамилий и инициалов.

5.20. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых не позднее трех рабочих дней после его составления передается (направляется) проверяемому ревизионному союзу, другой приобщается к материалам проверки и передается руководителю контрольно-ревизионного отдела.

5.21. Проверяемый ревизионный союз обеспечивает ознакомление своих ревизоров-консультантов с заключением по результатам проверки в части, затрагивающей их права и обязанности не позднее трех рабочих дней с момента его получения.

Статья 6. Рассмотрение результатов проверки

6.1. Заключение по результатам проверки рассматривается руководителем контрольно-ревизионного отдела в течение двадцати дней с момента его передачи (направления) ревизионному союзу.

6.2. В случае несогласия с заключением ревизионный союз и (или) его ревизоры-консультанты вправе представить возражения на него в течение десяти дней с момента его получения ревизионным союзом. Возражения направляются в СРО Россоюз “Чаянов” и адресуются руководителю контрольно-ревизионного отдела.

6.3. В случае представления возражений на заключение по результатам проверки оно рассматривается в присутствии лиц, представивших возражения и (или) их представителей. В этом случае о времени и месте рассмотрения заключения ревизионный союз уведомляется письменно не позднее, чем за пять рабочих дней до его рассмотрения. Не позднее дня, следующего за днем получения указанного уведомления, ревизионный союз обязан уведомить ревизоров-консультантов, чьи права и обязанности затрагиваются заключением о времени и месте его рассмотрения. Неявка лиц, представивших возражения, и (или) их представителей не препятствует рассмотрению заключения и принятию по нему решения.

6.4. При рассмотрении заключения вправе присутствовать Президент СРО Россоюз “Чаянов”, лица, проводившие проверку, а также иные лица по решению руководителя контрольно-ревизионного отдела. Руководитель контрольно-ревизионного отдела вправе признать участие представителя проверенного ревизионного союза и (или) его ревизоров-консультантов, а также лиц, проводивших проверку обязательным.

6.5. При рассмотрении заключения представитель ревизионного союза, ревизор-консультант, а также иные присутствующие лица вправе давать пояснения, приводить доводы и представлять документы.

6.6. По результатам рассмотрения заключения руководитель контрольно-ревизионного отдела принимает решение:

  • О передаче материалов проверки в дисциплинарную комиссию;
  • Об устранении выявленных нарушений и учету замечаний;
  • О проведении дополнительных контрольных мероприятий;
  • О прекращении производства по результатам проверки.

6.7. Решение о передаче материалов проверки в дисциплинарную комиссию принимается при установлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии в деятельности ревизионного союза и (или) его ревизоров-консультантов признаков нарушений, влекущих дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность.

6.8. Решение об устранении выявленных нарушений и учету замечаний принимается в отношении нарушений и замечаний, требующих устранения либо учета в деятельности ревизионного союза и (или) его ревизоров-консультантов. При этом указываются меры, которые должен предпринять ревизионный союз и (или) его ревизоры-консультанты для выполнения этого решения и сроки их реализации. Ревизионный союз обязан в течение месяца с момента окончания срока, установленного в решении, представить руководителю контрольно-ревизионного отдела отчет о его выполнении (в ред. 05.09.13г.).

6.9. Решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий принимается в случае неполноты проверки, несоответствия выводов заключения фактическим обстоятельствам, а также для проверки документов, сведений и доводов, дополнительно представленных проверенным ревизионным союзом и (или) его ревизорами-консультантами в ходе рассмотрения заключения, если их проверка не может быть осуществлена оперативно. Неполнота проверки означает исследование лицами, проводившими проверку не всех вопросов, подлежащих контролю, а также не всех представленных документов и сведений, относящихся к вопросам проверки.

6.10. Дополнительные контрольные мероприятия проводятся в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента принятия решения об их проведении, лицами, проводившими проверку либо иными лицами, назначенными руководителем контрольно-ревизионного отдела. По результатам дополнительных контрольных мероприятий оформляется заключение, которое составляется и представляется в порядке, предусмотренном для заключения, составляемого по результатам проверки. В заключении указывается на дополнительные контрольные мероприятия, в результате которых оно составлено и основания их проведения. По окончании дополнительных контрольных мероприятий заключение по результатам проверки рассматривается заново с учетом заключения по результатам проведения дополнительных контрольных мероприятий.

6.11. Решение о прекращении производства по результатам проверки принимается в случае отсутствия нарушений или замечаний, требующих принятия иных решений. Указанное решение считается принятым при непринятии руководителем контрольно-ревизионного отдела в установленный срок иных решений и не требует документального оформления.

6.12. Решения, предусмотренные настоящей статьей по результатам рассмотрения заключения, принимаются в отношении каждого указанного в резолютивной части заключения нарушения и замечания. В зависимости от вида и характера нарушений и замечаний по результатам рассмотрения заключения одновременно может быть принято несколько различных решений.

6.13. Решение, принятое по результатам рассмотрения заключения в течение трех рабочих дней направляется проверенному ревизионному союзу, который в течение трех рабочих дней с момента его получения обязан ознакомить с ним ревизоров-консультантов в части, затрагивающей их права и обязанности.

6.14. Решение, принятое по результатам рассмотрения заключения по результатам проверки может быть обжаловано проверенным ревизионным союзом и (или) его ревизорами-консультантами в дисциплинарную комиссию СРО Россоюз “Чаянов” в течение десяти дней с момента его получения ревизионным союзом.

6.15.  В случае принятия дисциплинарной комиссией или, по её рекомендации, иным органом СРО «Россоюз «Чаянов», мер дисциплинарного воздействия по результатам проверки, сведения о  выявленных нарушениях и  принятых по ним мерах дисциплинарного воздействия   публикуются на сайте СРО Россоюз «Чаянов» с целью доведения их до сведения всех членов СРО Россоюз «Чаянов».

Статья 7. Ответственность за нарушение настоящего правила

7.1. За нарушение настоящего правила должностные лица СРО, проверяемый ревизионный союз, его исполнительный директор и ревизоры-консультанты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом и правилами СРО Россоюз “Чаянов”.

Приложения:

Приложение № 1

К Правилу ревизионной деятельности “Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов” 

Вопросы проверки

Вопросы

Примечание

1

Правовое положение ревизионного союза

 

1.1

Государственная регистрация в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере регистрации некоммерческих организаций и внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц, государственная регистрация устава и его изменений

п.п. 2,3 ст. 13.1, ст. 23 Федерального закона “О некоммерческих организациях”

1.2

Наличие в составе учредителей и членов не менее 25 сельскохозяйственных кооперативов

п. 2 ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

1.3

Отсутствие в составе учредителей и членов лиц, не являющихся сельскохозяйственными кооперативами и их союзами

п. 1 ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

1.4

Соответствие устава законодательству и правилам СРО Россоюз “Чаянов”:

– правоспособность;

– цели и виды деятельности;

– органы управления и их компетенция;

– финансовая деятельность;

– членство в саморегулируемой организации и взаимодействие с ней.

Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы “О некоммерческих организациях”, “О сельскохозяйственной кооперации”, правила СРО Россоюз “Чаянов”

1.5

Формирование не менее 50% состава наблюдательного совета из числа председателей наблюдательных советов кооперативов – членов ревизионного союза

п. 14 ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

1.6

Наличие свидетельства о включении ревизионного союза в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов СРО Россоюз “Чаянов”

п. 7 ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

1.8

Наличие в штате по основному месту работы не менее трех ревизоров-консультантов

п. 1 ст. 32 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

2

Правовое положение ревизора-консультанта

 

2.1

Наличие у лица, работающего в должности ревизора-консультанта либо привлекаемого в этом качестве по гражданско-правовому договору аттестата аудитора или ревизора-консультанта

п. 2 ст. 32 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

2.2

Наличие свидетельства о включении сведений о ревизоре-консультанте в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов СРО Россоюз “Чаянов”

п. 5 ст. 32 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

2.3

Прохождение ревизором-консультантом ежегодного повышения квалификации ревизоров-консультантов, организуемого СРО Россоюз “Чаянов”

подп. 10 п. 2 ст. 33.1 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3

Ревизионная и иная деятельность ревизионного союза

 

 

Общие вопросы

 

3.1

Документальное оформление членства кооперативов (союзов кооперативов) в ревизионном союзе: наличие документов, подтверждающих вступление в ревизионный союз, прекращение членства в нем, изменение сведений о членах, ведение реестра членов ревизионного союза и их персональных дел

подп. 8 п. 2 ст. 20 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.2.

Отсутствие фактов приема в члены кооперативов, являющихся членами других ревизионных союзов, проведения их ревизий, выполнения в отношении них сопутствующих функций либо оказания им сопутствующих услуг, иных фактов нарушения профессиональной и деловой этики

п. 3 ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.3

Ознакомление ревизоров-консультантов и других работников с правилами СРО Россоюз “Чаянов”, этическими правилами поведения

подп. 2 п. 6.6 Устава СРО Россоюз “Чаянов”, ПРД СРО Россоюз “Чаянов”, решение НМС от 07.10.2008г.

3.4

Наличие процедур контроля качества оказываемых услуг

Решение НМС от 07.10.2008г.

3.5

Наличие процедур, обеспечивающих независимость ревизоров-консультантов при оказании услуг

п. 6 ст. 32 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.6

Наличие процедур, обеспечивающих сохранность информации, составляющей профессиональную тайну

п.п. 9-11 ст. 33 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.7

Наличие процедур внутреннего консультирования и согласования позиций

Решение НМС от 07.10.2008г.

3.8

Отсутствие в ревизионном союзе предпринимательской и иной деятельности, кроме проведения ревизий, координации финансово-хозяйственной деятельности, представления и защиты имущественных интересов своих членов, оказания им сопутствующих услуг

п. 2 ст. 5 п. 1 ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.9

Представление отчетности в СРО Россоюз “Чаянов” и достоверность указанных в ней сведений

подп. 2 п. 21 ст. 33.1 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, подп. 5 п. 6.6 Устава СРО Россоюз “Чаянов”, Отчет о деятельность ревизионного союза (утв. НМС СРО Россоюз “Чаянов”)

3.10

Представление информации об изменении сведений, подлежащих включению в единый реестр ревизоров-консультантов и подтверждающих ее документов

подп. 1, 2 п. 21 ст. 33.1 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, подп. 13 п. 6.6, п.п. 8.4, 8.5 Устава СРО Россоюз “Чаянов”

3.11

Указание в документах ревизионного союза на членство в СРО Россоюз “Чаянов” либо включение ее наименования в наименование ревизионного союза

подп. 1, 4 п. 21 ст. 33.1 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, подп. 9 п. 6.6 Устава СРО Россоюз “Чаянов”

3.12

Проведение общих собраний членов и заседаний наблюдательного совета в соответствии с периодичностью, установленной уставом и иными нормативными правовыми актами ревизионного союза

Учредительные и иные нормативные правовые акты ревизионного союза

3.13

Уведомление СРО Россоюз “Чаянов” о дате и месте проведения общих собраний членов, наблюдательного совета, на которых рассматриваются вопросы членства в саморегулируемой организации и назначении исполнительного директора

подп. 1 п. 21 ст. 33.1 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, подп. 14 п. 6.6 Устава СРО Россоюз “Чаянов”

3.14

Сообщение СРО Россоюз “Чаянов” о несоответствии требованиям пункта 2 статьи 31 и пункта 1 статьи 32 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

подп. 1 п. 21 ст. 33.1 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, подп. 15 п. 6.6 Устава СРО Россоюз “Чаянов”

3.15

Согласование с СРО Россоюз “Чаянов” кандидатуры исполнительного директора

подп. 1 п. 21 ст. 33.1 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, подп. 19 п. 6.6 Устава СРО Россоюз “Чаянов”

 

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности кооперативов и их союзов

 

3.16

Проведение ревизий сельскохозяйственных кооперативов и их союзов в соответствии с периодичностью, установленной законом, обоснованность проведения внеочередных ревизий

п.п. 3,4 ст. 33 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.17

Наличие внутренних правил ревизионного союза, их соответствие законодательству и правилам СРО Россоюз “Чаянов”

п. 5 ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.18

Документальное оформление назначения ревизии, включение в группу лиц, проводящих проверку, ревизоров-консультантов и лиц, имеющих достаточное образование и опыт

п. 1 ст. 32 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.19

Проведение ревизии на основе плана и программы

Решение НМС от 07.10.2008г.

3.20

Наличие подтверждений проведения ревизий в месте нахождения сельскохозяйственного кооператива (союза кооперативов) либо в месте нахождения ревизионного союза по представленным документам. Обоснованность проведения ревизии без выезда в сельскохозяйственный кооператив (союз кооперативов)

Решение НМС от 07.10.2008г.

3.22

Документирование ревизионных процедур, оформление рабочей документации

Решение НМС от 07.10.2008г.

3.23

Полнота проверки обстоятельств и вопросов по предмету ревизии

п. 1 ст. 33 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, ПРД “Ревизионное заключение о финансово-хозяйственной деятельности”

3.24

Соответствие выводов по результатам ревизии фактическим обстоятельствам, исследованным документам, рабочей документации, отсутствие признаков заведомо ложных заключений

п. 12 ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, решение НМС от 07.10.2008г.

3.25

Составление письменной информации по результатам ревизии и представление ее проверяемому кооперативу (союзу кооперативов)

Решение НМС от 07.10.2008г.

3.26

Соответствие формы, порядка подготовки, выдачи и содержания ревизионного заключения установленным правилам

ПРД “Ревизионное заключение о финансово-хозяйственной деятельности”

 

Оказание сопутствующих услуг

 

3.27

Документирование оказания сопутствующих услуг, поручение их оказания лицам, имеющим отвечающие характеру услуги образование и опыт.

 

3.28

Оформление результатов сопутствующих услуг исходя из их характера и передача этих результатов заказчику

 

 

Выполнение сопутствующих функций

 

3.29

Обоснованность подготовки и выдачи заключений:

– на обоснование о целесообразности реорганизации кооператива;

– на обоснование досрочного прекращения полномочий председателя или исполнительного директора кооператива;

– о соответствии сделки, в которой присутствует конфликт интересов закону, интересам кооператива, его членов и ассоциированных членов.

п.п. 12,13 ст. 26, п. 7 ст. 38, п. 1 ст. 41 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.30

Принятие мер в случае реорганизации кооператива – члена ревизионного союза, досрочного прекращения полномочий его председателя и (или) исполнительного директора, совершения сделок, в которых присутствует конфликт интересов без заключения ревизионного союза

п.п. 12,13 ст. 26, п. 7 ст. 38, п. 1 ст. 41 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

3.31

Полнота проверки обстоятельств и вопросов по предмету заключений

п.п. 12,13 ст. 26, п. 7 ст. 38, п. 1 ст. 41 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, ПРД “Заключение на обоснование целесообразности реорганизации кооператива и на проект решения общего собрания его членов о реорганизации”

3.32

Соответствие формы, порядка подготовки, выдачи и содержания заключений установленным правилам

ПРД “Заключение на обоснование целесообразности реорганизации кооператива и на проект решения общего собрания его членов о реорганизации”

3.33

Присутствие представителя ревизионного союза на общем собрании членов кооператива при рассмотрении вопроса об его преобразовании в хозяйственной товарищество или общество, оглашение заключения ревизионного союза и осуществление контроля над соблюдением законодательства.

подп. 2 п. 8 ст. 41 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, ПРД “Заключение на обоснование целесообразности реорганизации кооператива и на проект решения общего собрания его членов о реорганизации”

3.34

Сообщение информации о реорганизации кооператива в СРО Россоюз “Чаянов”

ПРД “Заключение на обоснование целесообразности реорганизации кооператива и на проект решения общего собрания его членов о реорганизации”

4

Ревизионная деятельность ревизора-консультанта

 

4.1

Участие в проведении ревизий, выполнении сопутствующих функций и оказании сопутствующих услуг с момента внесения сведений о ревизоре-консультанте в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов

п. 5 ст. 32 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

4.2

Соблюдение ревизором-консультантом обязательных для него правил проведения ревизий, выполнения сопутствующих функций и оказания сопутствующих услуг

 

4.3

Обеспечение ревизором-консультантом должной тщательности и профессиональной компетентности при проведении ревизий и оказании сопутствующих услуг

 

4.4

Отсутствие фактов нарушения этических норм поведения

 

5

Финансовая деятельность ревизионного союза

 

5.1

Проведение ревизии, выполнение сопутствующих функций и оказание сопутствующих услуг за счет членских взносов, отсутствие платы по договору

п. 6 ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

5.2

Уплата вступительных, основных и целевых членских взносов и взносов в компенсационный фонд СРО Россоюз “Чаянов”

п. 1 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, п. 22 ст. 33.1 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”, Устав, сметы доходов и расходов СРО Россоюз “Чаянов”

5.3

Наличие сметы доходов и расходов, ее утверждение компетентным органом управления ревизионным союзом

п. 6. ст. 31 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”

5.4

Уплата членских взносов кооперативами и их союзами – членами ревизионного союза

Учредительные документы ревизионного союза, решения его органов управления

 Приложение № 2

К Правилу ревизионной деятельности “Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов”

 

Регламент

проведения проверок деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов

 

Этапы

Процедуры

Исполнитель

Сроки

1

Назначение проверки

Выбор лиц для проведения проверки, согласование с ними времени и места ее проведения

Руководитель РКО

До принятия решения о проведении проверки

Согласование с ревизионным союзом, подлежащим проверке, места ее проведения

Руководитель РКО

До принятия решения о проведении проверки

Принятие решения о привлечении к проведению проверки ревизоров-консультантов

Президент

До принятия решения о проведении проверки

Принятие решения о проведении проверки

Руководитель РКО

В соответствии с планом проверки

Направление решения о проведении проверки проверяемому ревизионному союзу и лицам, проводящим проверку

Руководитель РКО

В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о проведении проверки

Подтверждение компетентности, независимости и конфиденциальности

Лица, проводящие проверку

До начала проверки

Направление требования о представлении документов

Лица, проводящие проверку

В течение трех рабочих дней с момента получения решения о проведении проверки

2

Проведение проверки

Представление запрашиваемых документов

Проверяемый ревизионный союз

В течение трех дней с момента получения требования об их представлении

Проведение контрольных мероприятий

Лица, проводящие проверку

В течение срока проведения проверки, предусмотренного решением о проведении проверки

Составление заключения по результатам проверки

Лица, проводящие проверку

В течение срока проведения проверки, предусмотренного решением о проведении проверки

Направление заключения проверяемому ревизионному союзу

Лица, проводящие проверку

В течение трех рабочих дней с момента составления заключения

Направление заключения и материалов проверки руководителю РКО

Лица, проводящие проверку

В течение трех рабочих дней с момента составления заключения

Ознакомление ревизоров-консультантов проверяемого ревизионного союза с заключением

Проверяемый ревизионный союз

В течение трех рабочих дней с момента получения заключения

Рассмотрение заключения по результатам проверки и принятие решения

Руководитель РКО

В течение двадцати дней с момента его составления

3

Рассмотрение результатов проверки

Направление возражений на заключение по результатам проверки

Проверенный ревизионный союз, его ревизоры-консультанты

В течение десяти дней с момента получения заключения ревизионным союзом

Уведомление о времени и месте рассмотрения заключения (при наличии возражений)

Руководитель РКО

Не позднее, чем за пять рабочих дней до рассмотрения заключения

Уведомление ревизоров-консультантов о времени и месте рассмотрения заключения

Проверенный ревизионный союз

Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления о времени и месте заключения проверенным ревизионным союзом

Направление решения, принятого по результатам рассмотрения заключения проверенному ревизионному союзу

Руководитель РКО

В течение трех рабочих дней с момента принятия решения

Ознакомление ревизоров-консультантов проверенного ревизионного союза с заключением

Проверенный ревизионный союз

В течение трех рабочих дней с момента получения заключения ревизионным союзом

Обжалование решения, принятого по результатам рассмотрения заключения в дисциплинарную комиссию

Проверенный ревизионный союз и (или) его ревизоры-консультанты

В течение десяти дней с момента принятия решения

 

Приложение № 3

К Правилу ревизионной деятельности “Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов”

 

Подтверждение

Независимости, компетентности и конфиденциальност

Я, __________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

подтверждаю отсутствие обстоятельств материальной, личной и иной заинтересованности в результатах проверки ______________________________________________________________

(Наименование ревизионного союза)

назначенной по решению руководителя КРО СРО Россоюз “Чаянов” от “__” ____________ 20__г.

С правилами проведения проверки, установленными Федеральным законом “О сельскохозяйственной кооперации”, правилами СРО Россоюз “Чаянов” ознакомлен и обязуюсь их соблюдать.

Обязуюсь сохранять коммерческую, профессиональную и иную охраняемую законом тайну в отношении сведений, полученных мною при проведении проверки, не передавать указанные сведения, документы или их копии третьим лицам либо разглашать эти сведения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

 

Дата

 

 

Подпись и ее расшифровка

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

К Правилу ревизионной деятельности “Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов”

 

 

 

Перечень документов и сведений, представляемых к проверке

 

 

1. Свидетельство государственной регистрации некоммерческой организации;

2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на период проведения проверки;

4. Учредительный договор, устав и их изменения;

5. Реестр членов ревизионного союза с указанием следующих сведений о них: полного наименования, места нахождения, телефонов, даты вступления в ревизионный союз и прекращения членства в нем.

6. Протоколы общих собраний членов ревизионного союза и заседаний его наблюдательного совета;

7. Свидетельство о включении ревизионного союза в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов СРО Россоюз “Чаянов”;

8. Список ревизоров-консультантов, работающих в ревизионном союзе по основному месту работы с указанием следующих сведений о них: фамилии, имени, отчества, номере, даты выдачи квалификационного аттестата ревизора-консультанта (аудитора), даты приема на работу в ревизионный союз и увольнения из него.

9. Трудовые книжки ревизоров-консультантов, работающих в ревизионном союзе по основному месту работы в части записей, сделанных ревизионным союзом;

10. Аттестаты ревизора-консультанта либо аудитора для лиц, работающих в ревизионном союзе в должности ревизора-консультанта, либо привлекаемых в этом качестве по гражданско-правовому договору;

11. Свидетельства о включении сведений о ревизорах-консультантах ревизионного союза в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов СРО Россоюз “Чаянов”;

12. Свидетельства СРО Россоюз “Чаянов” о ежегодном повышении квалификации ревизоров-консультантов;

13. Персональные дела членов ревизионного союза, содержащие следующие сведения и документы: заявление о вступлении в ревизионный союз либо о прекращении членства в нем, выписка из протокола общего собрания членов кооператива о вступлении в ревизионный союз или прекращении членства в нем, документы, подтверждающие изменение основных сведений о членах, документы, подтверждающие выход кооператива (союза кооперативов) из предыдущего ревизионного союза либо отсутствие членства в ревизионных союзах;

14. Регистры бухгалтерского учета, либо учета, осуществляемого в иной форме, содержащие информацию о расчетах (поступлениях и задолженности) по уплате членских взносов и иных средств от оказания услуг в разрезе контрагентов и отдельных заданий;

15. Документы, подтверждающие ознакомление ревизоров-консультантов и других работников ревизионного союза с правилами СРО Россоюз “Чаянов” и этическими правилами поведения;

16. Документы, подтверждающие наличие в ревизионном союзе процедур по контролю качества оказываемых услуг;

17. Документы, подтверждающие наличие процедур по обеспечению независимости ревизоров-консультантов при оказании услуг;

18. Документы, подтверждающие наличие процедур по обеспечению сохранности информации, составляющей профессиональную тайну;

19. Документы, подтверждающие наличие процедур внутреннего контроля и согласования позиций;

20. Отчетность, представленная в СРО Россоюз “Чаянов”;

21. Документы, подтверждающие представление информации об изменении сведений о ревизионном союзе, подлежащих включению в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов;

22. Документы, подтверждающие уведомление СРО Россоюз “Чаянов” о дате, времени и месте проведения общих собраний членов ревизионного союза, заседаний наблюдательного совета, на которых рассматривались вопросы членства в саморегулируемой организации и назначении исполнительного директора;

24. Документы, подтверждающие сообщение СРО Россоюз “Чаянов” о несоответствии ревизионного союза требованиям пункта 2 статьи 31 и пункта 1 статьи 32 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”;

25. Документы, подтверждающие согласование с СРО Россоюз “Чаянов” кандидатуры исполнительного директора;

26. Перечень кооперативов (союзов кооперативов), в которых проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности;

27. Внутренние правила ревизионного союза;

28. Документы о назначении ревизий, планы и программы ревизий, рабочая документация и иные материалы по проведенным ревизиям;

29. Документы, подтверждающие проведение ревизий в месте нахождения кооперативов (союзов кооперативов);

30. Письменная информация руководству кооператива (союза кооперативов) и ревизионные заключения, выданные по результатам ревизии;

31. Документы об оказании сопутствующих услуг (поручение на выполнение задания, рабочая документация, иные материалы, результаты);

32. Заключения, выданные на обоснование целесообразности реорганизации кооператива, на обоснование досрочного прекращения полномочий его председателя и (или) исполнительного директора, совершение сделок, в которых присутствует конфликт интересов;

33. Документы, подтверждающие принятие мер в случае реорганизации кооператива, досрочного прекращения полномочий его председателя и (или) исполнительного директора, совершения сделок, в которых присутствует конфликт интересов без заключения ревизионного союза;

34. Документы о подготовке заключений на обоснование целесообразности реорганизации кооператива, на обоснование досрочного прекращения полномочий его председателя и (или) исполнительного директора, совершение сделок, в которых присутствует конфликт интересов (поручение на выполнение задания, рабочая документация, иные материалы);

35. Протоколы общих собраний членов кооперативов, на которых рассматривались вопросы об их преобразовании в хозяйственное товарищество или общество либо иные документы, подтверждающие присутствие представителя ревизионного союза на таком собрании и осуществлении контроля над соблюдением законодательства;

36. Документы, подтверждающие уплату вступительных, основных и целевых членских взносов и взносов в компенсационный фонд СРО Россоюз “Чаянов”;

37. Смета доходов и расходов ревизионного союза;