Внутренние положения

УТВЕРЖДАЮ

Исполнительный директор

___________________________________Ф.И.О.

Положение о внутреннем контроле Ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов – члена Саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов Российский союз  «Чаянов»

(Типовая форма, утверждена Научно-методическим советом СРО «Россоюз «Чаянов» 07.03.2018 г.)

Город, 202__ г.

 

 

  1. Общие положения
    • Настоящее Положение о внутреннем контроле Ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов _________ (далее – «Ревизионный союз») разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Ревизионного союза, Законом о бухгалтерском учете № 402-ФЗ от 04.12.2011 г.
    • Настоящее Положение определяет задачи и принципы функционирования системы внутреннего контроля, органы Ревизионного союза и лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля.
  2. Понятие внутреннего контроля, термины и определения
    • Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый Наблюдательным советом, Исполнительным директором и сотрудниками Ревизионного союза, направленный на обеспечение разумной уверенности достижения целей по следующим направлениям:
  • Результативность и эффективность профессиональной деятельности.
  • Достоверность, своевременность и существенность всех видов отчетности.
  • Соответствие деятельности внутренним нормативным актам и действующему законодательству.
  • Сохранности активов.
    • Система внутреннего контроля – составная часть системы управления Ревизионного союза, позволяющая принимать решения, направленные на совершенствование хозяйственной деятельности, оперативное выявление, предотвращение и минимизацию рисков. Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, политик и процедур контроля, осуществляемых в Ревизионном союзе на всех уровнях и по всем функциям.
    • COSO (концепция COSO, модель COSO) – документ “Внутренний контроль: интегрированный подход” (COSO, 1992, 1994), подготовленный Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тридуэя (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission’s Internal control – Integrated Framework), – содержит основные принципы организации системы внутреннего контроля в компании и является руководством для ее создания и совершенствования.
    • Разумная уверенность – включает в себя понимание того, что не выявление или не предупреждение существенного риска в своевременном порядке является маловероятным. Не будучи абсолютным утверждением, такая разумная уверенность представляет собой достаточно высокую степень уверенности.
    • Контрольные политики – свод указаний руководства относительно того, что должно быть сделано для осуществления контроля.
    • Контрольные процедуры (Процедуры внутреннего контроля) – набор действий, включенных в бизнес-процессы, позволяющий исключить, снизить вероятность реализации риска или предотвратить его последствия.
    • Риск – возможность наступления с некоторой вероятностью события, которое может повлиять на деятельность отдельного подразделения Ревизионного союза или организации в целом в течение определенного промежутка времени.
    • Бизнес-процесс – взаимоувязанная последовательность операций, совершаемых во внутренней среде предприятия, обеспечивающих получение необходимого результата.
  1. Задачи внутреннего контроля
    • Внутренний контроль финансово-хозяйственной деятельности ориентирован на достижение следующих задач:
    • Обеспечение полноты и достоверности финансовой, бухгалтерской, статистической, управленческой и иных форм отчетности;
    • Обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов Российской Федерации, решений органов управления Ревизионного союза и внутренних документов Ревизионного союза;
    • Обеспечение сохранности активов Ревизионного союза;
    • Обеспечение выполнения поставленных Ревизионного союза целей наиболее эффективным путем;
    • Обеспечение эффективного и экономичного использования ресурсов Ревизионного союза;
    • Обеспечение своевременного выявления и анализа рисков, которые могут оказать существенное негативное (отрицательное) влияние на достижение целей Ревизионного союза, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью.
  2. Направления внутреннего контроля
    • Внутренний контроль осуществляется по направлениям, определяемым органами управления Ревизионного союза, на основании:
  • Критичности и существенности для Ревизионного союза;
  • Существующих рисков, способных привести к умышленному или случайному искажению финансовых данных, а также к мошенничеству.
    • Основные направления внутреннего контроля:
      • Контроль основных бизнес-процессов и направлений финансово-хозяйственной деятельности Ревизионного союза, анализ результатов указанной деятельности;
      • Контроль за соблюдением финансовой дисциплины в Ревизионного союза и выполнением решений органов управления и руководителей Ревизионного союза;
      • Обеспечение достоверности всех видов отчетности Ревизионного союза и соблюдения процедур её подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского и налогового учета в Ревизионного союза;
      • Контроль за исполнением движения потоков наличности, сметы доходов и расходов Ревизионного союза и его структурных подразделений;
      • Контроль соответствия условий договоров и контрактов, заключаемых с Ревизионным союзом, финансово-хозяйственным интересам Ревизионного союза;
      • Контроль за соответствием внутренних документов и проектов решений органов управления Ревизионного союза интересам членов Ревизионного союза.
  1. Компоненты внутреннего контроля
    • В компоненты внутреннего контроля входят:
      • Контрольная среда (Среда контроля) – общая атмосфера в организации, влияющая на понимание и исполнение процедур контроля ее руководством и сотрудниками. Основными факторами являются честность, этические принципы, компетентность и ответственность руководства и сотрудников компании.
      • Управление рисками – процесс выявления, анализа, оценки и реагирования на риски, которые влияют на достижение целей компании. Анализ и оценка рисков является основой для создания контрольных процедур.
      • Средства контроля – наличие контрольных политик и процедур, включенных в бизнес-процессы, обеспечивающих реагирование на риски со стороны органов управления и руководства Ревизионного союза.
      • Информация и коммуникация обеспечение выявления, определения, регистрации и своевременного доведения до заинтересованных пользователей необходимой и достаточной информации для управления рисками и принятия решений по достижению поставленных целей. Эффективный обмен информацией внутри организации по всем уровням управления как по вертикали – сверху вниз и снизу вверх, так и по горизонтали.
      • Мониторинг – оценка функционирования компонент внутреннего контроля для определения обеспечивают ли они разумную уверенность в достижении поставленных целей. Мониторинг осуществляется как в ходе операционной деятельности – постоянный мониторинг, так и путем проведения периодических проверок.
  1. Принципы внутреннего контроля, виды процедур внутреннего контроля

Этапы разработки и внедрения процедур внутреннего контроля

  • Организация внутреннего контроля в Ревизионном союзе должна осуществляться с учетом следующих принципов:
  • Четкое распределение и понимание ответственности за действия и принимаемые решения. Конкретное и детальное описание функций, прав и ответственности подразделений и сотрудников Ревизионного союза в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях.
  • Контрольные политики формализованы (соответствующим образом оформлены документально). Контрольные процедуры применяются сотрудниками осознанно и последовательно.
  • Надлежащий уровень наблюдения за работой подчиненных со стороны руководства для мониторинга исполнения контрольных процедур.
  • Своевременность и достоверность сообщения об отклонениях, искажениях, ошибках. Информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки.
  • Принцип разрешения и согласования операций. Должно быть обеспечено формальное разрешение и согласование всех финансово-хозяйственных операций и сделок ответственными лицами в пределах их полномочий.
  • Контроль права доступа к активам и информации.
  • Разграничение критических полномочий (функций) с целью исключения или снижения риска ошибки или мошенничества. Функции между сотрудниками распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции:
  • санкционирование операций с определенными активами,
  • регистрация данных операций,
  • обеспечение сохранности данных активов,
  • осуществление их инвентаризации.
    • Функции исполнения и контроля должны быть разделены.
    • Принцип физической защиты активов, периодического пересчета и сравнения с данными, отраженными в бухгалтерском учете.
    • Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. В положениях о подразделениях, должностных инструкциях необходимо предусматривать следующее условие: качество выполнения контрольных функций каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля, без какого бы то ни было дублирования.
    • Принцип единичной ответственности. Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности.
    • Принцип потенциального функционального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего, нижестоящего работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия.
    • Принцип рациональности и экономической эффективности. Контроль необходимо организовывать рационально, исключая ненужные этапы и процедуры контроля. Контрольные процедуры должны быть экономически оправданы, т.е. не превышать стоимостную оценку риска, на который направлены.
    • Базовый набор различных процедур внутреннего контроля, возможных для применения в Ревизионном союзе, включает в себя:
  • Наблюдение
  • Осмотр
  • Сверка данных из различных источников
  • Согласование и одобрение операций
  • Анализ отчётов
  • Проверка отчетов
  • Автоматизированное выполнение
  • Выбор из справочников
  • Ограничение доступа
  • Разграничение полномочий

При разработке, осуществлении и анализе процедур внутреннего контроля, для реагирования на риск учитывается поставленная цель и принимается во внимание следующее:

  • Какой риск покрывается контрольной процедурой?
  • Что представляет собой данная контрольная процедура?
  • Почему осуществляется данная контрольная процедура?
  • Кто (или что) осуществляет контрольную процедуру?
  • Когда (как часто) проводится данная контрольная процедура?
    • В общем случае разработка и внедрение процедур внутреннего контроля включает следующие этапы:
    • анализ существующих бизнес-процессов;
    • идентификация критических бизнес-процессов;
    • формализация бизнес-процессов;
    • идентификация рисков в бизнес-процессах;
    • оценка рисков;
    • разработка контрольных политик и процедур;
    • тестирование контрольных процедур.

Идентификация критических бизнес-процессов

На этом этапе необходимо определить перечень внешних нормативных актов, которым нужно соответствовать, а также требования регулирующих законов, которые должны выполняться. Далее следует установить критичные области в информационном окружении и инфраструктуре.

Формализация бизнес-процессов

Представляет собой описание существующих процессов компании, критичных с точки зрения системы внутреннего контроля, что дает основу для идентификации рисков. При описании процессов необходим достаточный уровень детализации описания для дальнейшего анализа рисков в процессах и формирования контрольных процедур. На данном этапе рекомендуется использовать инструментальные системы для описания бизнес-процессов: ARIS или, в более простых случаях, VISIO.

Идентификация рисков в бизнес-процессах

Производится на основании анализа детального описания процессов. Следует определить, насколько существующие процессы в компании рискованны с точки зрения невыполнения требований нормативных актов, законодательства и допущения ошибок или мошенничества.

Оценка рисков

Оценка рисков позволяет ранжировать их по степени критичности и исключить не опасные риски, управлять которыми экономически невыгодно.

Разработка контрольных политик и процедур

Минимизация обнаруженных рисков путем создания и внедрения в процессы контрольных процедур. Наиболее результативными считаются превентивные контрольные процедуры, которые позволяют минимизировать саму вероятность наступления рискового события, однако для повышения надежности процесса их необходимо применять одновременно с проверочными процедурами.

Тестирование контрольных процедур

Представляет собой периодические проверки надежности и эффективности существующих контрольных процедур. Данная проверка осуществляется с помощью набора тестов, которые состоят из нескольких последовательных шагов:

  • устанавливается наличие основного документа (положения, регламента), где определяются порядок и правила выполнения данного процесса;
  • проверяется выполнение на практике требований, описанных в основном документе, и документируются конкретные примеры выполнения.

По результатам теста делается вывод о надежности и эффективности или

неэффективности данной контрольной процедуры.

  1. Органы и лица ответственные за внутренний контроль
    • Исполнительный директор и высшие менеджеры Ревизионного союза несут ответственность за осуществление внутреннего контроля в Ревизионного союза.
    • Наблюдательный совет Ревизионного союза определяет политику внутреннего контроля, рассматривает рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля и принимает по ним решения.
    • Руководители структурных подразделений Ревизионного союза в рамках своих полномочий, утвержденных внутренними документами, несут ответственность за разработку, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им структурных подразделениях.
  2. Заключительные положения
    • Настоящее положение, а также все дополнения и изменения к нему, утверждаются Наблюдательным советом Ревизионного союза.
    • Вопросы, не урегулированные настоящим положением, регулируются действующим законодательством, решениями Наблюдательного совета Ревизионного союза и иными внутренними документами Ревизионного союза.
    • Если в результате изменения законодательства или нормативных актов Российской Федерации отдельные статьи настоящего Положения вступают в противоречие с ними, эти статьи утрачивают силу, и до момента внесения изменений в настоящее Положение о внутреннем контроле руководствуется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
    •  
    • АНКЕТА НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЛЕНОВ РЕВИЗИОННОЙ ГРУППЫ

      АНКЕТА НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЛЕНОВ РЕВИЗИОННОЙ ГРУППЫ

      АН-1

      КЛИЕНТ :

      ПРОВЕРЯЕМЫЙ ПЕРИОД   :

      Мы , нижеподписавшиеся члены рабочей группы по проведению ревизии

      _______________________________________________________________

      настоящим подтверждаем , что :

      1. Мы не являемся по отношению к клиенту :
      • Учредителями ( участниками),
      • Руководителями , бухгалтерами или иными лицами , несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление  финансовой ( бухгалтерской) отчетности ,
      • Не состоим с лицами, указанными выше, в близком родстве ( родители, супруги, братья, сестры, дети, а так же братья, сестры, родители и дети супругов)
      1. В течение трех лет , непосредственно предшествующих проведению ревизии , мы не проводили работы по восстановлению или ведению бухгалтерского учета.
      2. Мы не имеем прямой или опосредованный финансовый интерес  в  организации  , которой  предоставляются профессиональные услуги.
      3. Мы не получали прямую или косвенную финансовую выгоду от проверяемого экономического субъекта.

      Мы ознакомлены с целями выполняемых работ и конкретными процедурами применяемыми для достижения цели. При проведении работ мы обязуемся  придерживаться принципов независимости , честности, объективности и конфиденциальности  , а так же норм профессионального поведения .

       

      ___________________/____________________ /

       ________________ /____________________  /

       _________________ /____________________  /

       

      Дата ___________________________________

       

       

    • КОНТРОЛЬНЫЙ ОБЗОР КАЧЕСТВА РЕВИЗИИ


      ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
      КОНТРОЛЬНЫЙ ОБЗОР КАЧЕСТВА РЕВИЗИИ
      РД-1

       

      КЛИЕНТ : _____________________________________________ПЕРИОД РЕВИЗИИ ________


      (да,нет) примечание 
      КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ 
      Дата финансовой (бухгалтерской) отчетности 
      Дата ревизионного заключения 
      Дата подписания финансовой (бухгалтерской) отчетности 
      Дата подписания (составления) письменной информации 
      Дата подписания анкеты независимости 
      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 
      Сформированы ли рабочие файлы ревизии, провели ли корректировку уже сформированных файлов? 
      Все ли работники, участвующие в ревизии, предоставили рабочие документы? 
      Рассмотрены ли все рабочие документы? 
      Провели ли обобщение всех важных моментов и рассмотрели ли все вопросы, которые оказывают существенное влияние на бухгалтерскую отчетность клиента? 
      Получили ли разъяснения от работников ревсоюсза по вопросам, которые требовали консультаций? 
      ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ОТЧЕТА РЕВИЗОРА 
      Подготовили ли проект отчета ревизора, будучи уверены в том, что этот документ освещает все наиболее важные проблемы, выявленные в ходе ревизии? 
      Уверены ли в том, что отражаемые в проекте отчета наиболее важные проблемы обсуждались с представителями клиента и руководителю ревизии известна точка зрения клиента по таким проблемам? 
      Обсуждались ли с клиентом рекомендации по внесению исправительных проводок по результатам сделанных замечаний? 
      Убедились ли в том, что выводы по следующим вопросам надлежащим образом отражены в рабочей документации 
      БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕВИЗИИ 
      Уверены ли в том, что: 
      отчет ревизора подготовлен надлежащим образом; 
      бухгалтерская отчетность клиента подготовлена в соответствии с необходимыми требованиями учета и отчетности, которые соблюдались на постоянной основе; 
      были выяснены все факты и доказательства, необходимые для того, чтобы сделать правильные выводы по итогам ревизии; 
      бухгалтерская отчетность клиента подготовлена в соответствии с необходимыми требованиями учета и отчетности, которые соблюдались на постоянной основе; 
      рассмотрены и учтены все существенные факты хозяйственной деятельности клиента после отчетной даты до даты выдачи ревизионного заключения.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
      Подтверждаем, что закончены все контрольные процедуры по подготовке отчета ревизора по результатам ревизии.

      Руководитель ревизии: (расшифровка подписи)

      Дата:

       

       

       

    • УТВЕРЖДЕНО

      Решением наблюдательного совета

      Протокол N      ”    ” ————— 20    г.

       

      ПОЛОЖЕНИЕ

      ОБ ОБРАБОТКЕ, ХРАНЕНИИ

      И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА

      Ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов

      __________________________________________________________________

       

      1. Общие понятия

      1.1. Персональные данные работника (ПДР) – информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. ПДР относятся к категории конфиденциальной информации.

      1.2. Обработка персональных данных работника – получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование ПДР.

      1. Общие требования при обработке ПДР

      В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке ПДР обязаны соблюдать следующие требования:

      2.1. Обработка ПДР может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.

      2.2. При определении объема и содержания, обрабатываемых ПДР работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

      3.3. Все ПДР следует получать от самого работника. Если ПДР можно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.

      2.4. Работодатель не имеет права получать и обрабатывать ПДР о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со статьей 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия.

      2.5. Работодатель не имеет права получать и обрабатывать ПДР о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

      2.6. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и/или морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан РФ.

      2.7. При принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на ПДР, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения.

      2.8. Защита ПДР от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств и  в порядке, установленном федеральным законом.

      2.9. Работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки ПДР, а также об их правах и обязанностях в этой области.

      2.10. Работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны.

      2.11. Работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты ПДР.

      1. Хранение и использование персональных данных работника

      В целях обеспечения хранения ПДР:

      3.1. Издается приказ о назначении ответственного за ведение и сохранность кадровых дел.

      3.2. С документами по персоналу вправе знакомиться: Исполнительный директор Союза; члены Наблюдательного совета; работник, на которого согласно приказу возложена обязанность по ведению кадровых дел (работник по кадрам), работники бухгалтерии – в пределах своей компетенции.

      3.3. Работники по кадрам несут личную ответственность за сохранность и конфиденциальность сведений о работе по персоналу и персональных данных, а также носителей этой информации.

      3.4. В часы приема посетителей работники по кадрам не должны выполнять функции, не связанные с приемом, вести служебные и личные переговоры по телефону. На столе работника, ведущего прием, не должно быть никаких документов, кроме тех, которые касаются данного посетителя.

      3.5. Не допускается отвечать на вопросы, связанные с передачей ПДР, по телефону. Ответы на письменные запросы других учреждений и организаций даются в письменной форме на бланке Союза и в том объеме, который позволяет не разглашать излишний объем ПДР.

      3.6. При выдаче справки с места работы необходимо удостовериться в личности работника, которому эта справка выдается. Не разрешается выдавать ее родственникам или сослуживцам лица, которому требуется справка (за исключением случаев предоставления нотариально заверенной доверенности). Справки выдаются работнику Союза под роспись.

      3.7. Дела, картотеки, учетные журналы и книги учета хранятся в рабочее и нерабочее время в запирающихся шкафах (сейфах) или в общих шкафах в запирающемся помещении работника по кадрам. Работнику по кадрам не разрешается при выходе из помещения оставлять какие-либо документы на рабочем столе или оставлять незапертыми шкафы или помещение.

      3.8. На рабочем столе работника по кадрам должен всегда находиться только тот массив документов и учетных карточек, с которым в настоящий момент он работает. Другие документы, дела, карточки, журналы должны находиться в шкафу. Исполняемые документы не разрешается хранить в россыпи.

      3.9. В конце рабочего дня все документы, дела, листы бумаги и блокноты с рабочими записями, инструктивные и справочные материалы должны быть убраны в шкафы, сейфы. Черновики и редакции документов, испорченные бланки, листы со служебными записями в конце рабочего дня уничтожаются.

      3.10. Помещение, в котором находятся кадровые дела, сдается под охрану и убирается на общих основаниях.

      3.11. Исполнительный  директор Союза регулярно назначает комиссии по проведению проверок наличия документов, дел и баз данных по кадра.

      Хранение ПДР:

      3.12. Материалы, связанные с тестированием, проведением собеседований с кандидатами на должность, а также материалы с результатами тестирования работающих работников имеют режим строгой конфиденциальности.

      3.13. Работники по кадрам формируют личное дело, листы дела нумеруются в процессе формирования дела.

      3.14. В случае изъятия из личного дела документа в деле производится запись с указанием основания для подобного действия и нового местонахождения документа. С документа, подлежащего изъятию, снимается копия, которая подшивается на место изъятого документа. Отметка об изъятии и копия заверяются росписью кадровым работником.

      Замена документов в личном деле кем бы то ни было запрещается. Новые, исправленные документы помещаются вместе с ранее подшитыми.

      3.15. Личные дела могут выдаваться на рабочие места Исполнительного директора Союза, работника по кадрам. Передача личных дел через секретаря не допускается. Сотрудник Общества имеет право знакомиться только со своим личным делом и трудовой книжкой, учетными карточками, отражающими его персональные данные.

      3.16. При возврате дела тщательно проверяется сохранность документов, отсутствие повреждений, включение в дело других документов или подмены документов. Просмотр дела производится в присутствии работника по кадрам.

      3.17. Трудовые книжки всегда хранятся отдельно от личных дел в закрытом сейфе.

      3.18. По окончании трудовой деятельности сотрудника в Союзе работник по кадрам изымает дело из общей папки, прошивает его, составляет опись документов и подшивает к документам, подлежащим сдаче в архив.

      Работник по кадрам обеспечивает хранение и передачу в архив документов по персоналу в соответствии с требованиями российского законодательства.

      3.19. Исполнительный директор может иметь список сотрудников с указанием основных биографических данных каждого из них (год рождения, образование, место жительства, домашний телефон и т.п.). Все перечисленные документы следует хранить в соответствующих делах, включенных в номенклатуру дел, имеющих режим ограничения доступа.

      1. Передача ПДР

      При передаче ПДР работодатель должен соблюдать следующие требования:

      4.1. Не сообщать ПДР третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровья работника, а также в случаях, установленных федеральным законом.

      4.2. Не сообщать ПДР в коммерческих целях без его письменного согласия.

      4.3. Предупредить лиц, получающих ПДР, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие ПДР, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности).

      4.4. Осуществлять передачу ПДР в пределах Союза в соответствии с локальными нормативными актами, с которыми работник должен быть ознакомлен под расписку.

      4.5. Передаваемые руководителям отчетные и справочные сведения обязательно документируются в виде сводок, справок и т.п. Устное сообщение сведений, как правило, использоваться не должно, за исключением случаев, когда запрашивается единичная информация (дата рождения сотрудника, какой вуз окончил и т.п.).

      4.6. Не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции. 

      1. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку

      и хранение персональных данных работника 

      5.1. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и хранение ПДР, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

       

    • УТВЕРЖДЕНО

      Решением наблюдательного совета

                                                                                                                   Протокол N         ”   ”                200   г. 

       

      ПОЛОЖЕНИЕ О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

      Настоящее Положение вводится в действие с целью создания в Ревизионном союзе сельскохозяйственных кооперативов единой системы охраны коммерческой, служебной тайны и конфиденциальной информации, направленной на защиту экономических интересов и правовой безопасности организации.

      1. Общие положения

      1.1. Настоящее Положение о сохранении коммерческой, служебной тайны и иных сведений конфиденциального характера (далее в целом по тексту «закрытая информация») разработано в соответствии с Гражданским Кодексом, Трудовым Кодексом, Федеральным законом РФ “Об информации, информатизации и защите информации”, Федеральным законом «О коммерческой тайне» и иным действующим законодательством Российской Федерации.

      1.2. В настоящем Положении используются следующие специальные термины:

      1.2.1. Коммерческая и служебная тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

      1.2.2. Информация, составляющая коммерческую и служебную тайну – научно-техническая, коммерческая, организационная или иная используемая в деятельности Союза информация, которая обладает реальной или потенциальной экономической ценностью, в силу неизвестности ее третьим лицам, разглашение которой может нанести ущерб Союзу и членам Союза, и в отношении которой законодательство не устанавливает право свободного доступа.

      1.2.3. Сведения конфиденциального характера – персональные данные (сведения, позволяющие идентифицировать личность) сотрудников, членов Ревизионного союза, деловых партнеров, и иных лиц, информация о которых поступила Союзу в ходе его ревизионной деятельности. А также любые сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни сотрудников Ревизионного союза и его членов, за исключением сведений, подлежащих распространению в случаях, установленных действующим законодательством.

      1.2.4. Закрытые информационные ресурсы – информация составляющая коммерческую и служебную тайну, а также сведения конфиденциального характера, хранящиеся в электронном виде вне зависимости от физического носителя.

       1.2.5. Режим конфиденциальности информации – совокупность организационных мероприятий, позволяющих не допускать разглашения коммерческой и служебной тайны Общества, а также сведений конфиденциального характера.

      1.2.7. Закрытая информация – информация, находящая в режиме конфиденциальности информации, включая коммерческую, служебную тайну, сведения конфиденциального характера, а также иную информацию по решению Союза, объявленную закрытой.

      1.2.8. Нарушение режима конфиденциальности информации – умышленные или неосторожные действия сотрудников Ревизионного союза (передача, опубликование, утрата, разглашение и т.п.), в результате которых закрытая информация стала известна третьим лицам.

      1.2.9. Приготовления к нарушению режима конфиденциальности информации – умышленные действия работников Ревизионного союза, направленные на подготовку к разглашению закрытой информации.

      1.2.10. Ревизионный союз (Союз) – юридическое лицо или объединение кооперативов, являющихся членами Союза.

      1.2.11. Руководство Ревизионного союза – наблюдательный совет, единоличный исполнительный орган, а также иные сотрудники Союза, которым легитимным приказом вышеперечисленных лиц уполномочены разрешать доступ к конфиденциальной информации, контролировать соблюдение настоящего Положения.

      1.2.12. Контрагент – кооперативы, являющиеся членами Ревизионного союза.

       1.3. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Ревизионного союза, не распространяется на третьих лиц, и не подлежит разглашению, за исключением случаев и в порядке, установленных действующим законодательством.

      1.4. Все лица, принятые на работу в рамках трудового соглашения или сотрудничающие с Союзом на основании гражданско-правового договора, принимают обязательство сохранять закрытую информацию и не разглашать сведения, ее составляющие, без разрешения Союза.

      1.5. Разглашение закрытой информации работниками Союза запрещается независимо от формы ее представления третьим лицам и используемого при этом носителя информации (в устной форме, письменного документа, копий, чертежей, зарисовок, макетов, аудио-видео записей, дискет, лазерных дисков, путем направления по электронной почте, размещения в Интернет и др.).

      1.6. Раскрытие информации, составляющей коммерческую и служебную тайну третьим лицам, производится по письменному распоряжению Руководства Союза и только в случае привлечения таких лиц к деятельности, требующей обладание закрытой информацией. Информация предоставляется в объеме, который необходим для реализации целей и задач сотрудничества. Передача информации, составляющей коммерческую и служебную тайну Союза возможно только при условии принятия третьими лицами на себя обязательства в письменной форме не разглашать полученную информацию.

      1.7. Передача сведений, относящихся к конфиденциальным, производится в порядке и в случаях, установленных законодательством.

      1.8. Закрытая информация может предоставляться уполномоченным лицам и органам власти в случаях, порядке и объеме, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

      1.9. Передача закрытой информации уполномоченным государственным органам производится только после согласования перечня передаваемой информации с юридическим управлением Общества и получения разрешения на передачу информации от Руководства Союза.


      1. Информация, находящаяся в режиме конфиденциальности

      2.1.  Информация, находящаяся в режиме конфиденциальности, содержится в Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну РССК (см. Приложение №1).

      1. Информация, не являющаяся закрытой информацией Общества

      3.1. К закрытой информации Союза не может относиться следующая информация, предоставляемая контрагентам по их письменному запросу в целях дальнейшего сотрудничества:

      -содержащаяся в Учредительных документах и документах, дающих право заниматься Уставной деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты и т.д.);

      -о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, и о наличии свободных рабочих мест;

      -о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

      -о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

      -о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

      -о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

      -общедоступная информация (включая положения, правила, инструкции, цены и тарифы), доведение которой до партнеров и контрагентов Союза обязательно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации или распоряжениями Руководства Союза.

      3.2. Сотрудники без разрешения Руководства не в праве предоставлять информацию, указанную в п.3.1., контрагентам, у которых приостановлено членство.

      1. Обязанности работников

      4.1. Работник обязуется:

      4.1.1. Знать перечень информации, подпадающей под режим конфиденциальности информации и соблюдать условия настоящего Положения.

      4.1.2. Хранить в секрете сведения, составляющие закрытую информацию Союза, ставшую ему известной в ходе выполнения служебных обязанностей или иным путем. Документы с закрытой информацией хранить в отдельных рабочих папках. При выходе из помещения рабочие папки с документами запирать в сейф, шкаф или стол «под ключ». При завершении работы выключать компьютер. Не оставлять без присмотра документы, содержащие закрытую информацию, в том числе неудачные копии и экземпляры у ксерокса, факса, принтера. При этом неудачные или ненужные копии и экземпляры документов содержащих закрытую информацию подлежат обязательному уничтожению с помощью специальных механических устройств или вручную.

      4.1.3. Расположение документов, содержащие закрытую информацию, должны располагать так, чтобы исключить возможность ознакомления с ними лиц, не допущенных к подобным работам и документам.

      4.1.4. Не использовать ставшую ему известной закрытую информацию в своих личных (неслужебных) целях.

      4.1.5. При составлении документов со сведениями, составляющими закрытую информацию, ограничиваться минимальными, действительно необходимыми в документе сведениями; определять количество экземпляров документов в строгом соответствии с действительной служебной необходимостью и не допускать рассылки их адресатам, к которым они не имеют отношения. Проставлять на документе и всех черновиках к нему гриф установленного настоящим положением образца.

      4.1.6. Об утрате или недостаче документов содержащих закрытую информацию, ключей от сейфов (хранилища), печатей, удостоверений, пропусков и т.п., немедленно сообщать своему непосредственному руководителю или лицу его замещающему.

      4.1.7. Сотрудник, в случае получения информации (обнаружения обстоятельств), указанных в п.4.1.6., обязан немедленно уведомить об этом Руководство Союза, а также принять разумные меры к ликвидации, либо минимизации последствий утечки закрытой информации, поиску и возвращению утраченных предметов и документов.

      4.1.8. При увольнении, перед уходом в отпуск, отъездом в длительную командировку (свыше 1 месяца) своевременно сдать и отчитаться перед Руководством Союза за все числящиеся за ним документы, содержащие закрытую информацию (в том числе рукописи, черновики, чертежи, копии, диски, распечатки и пр.).

      4.1.9. В случае попытки третьих лиц, получить информацию, входящую в состав закрытой информации Союза, при нарушении режима конфиденциальности информации, приготовлениях или попытках его нарушения другими сотрудниками Союза, а также о ставших ему известными других причинах или условиях возможной утечки закрытой информации немедленно сообщить об этом Руководству.

      4.1.10. Сотрудник, в случае получения информации, указанной в п.4.1.6. и 4.1.9, обязан немедленно уведомить об этом Руководство Союза и действовать в соответствии с полученными указаниями.

      4.1.11. Оказывать помощь и содействие при проведении внутренних расследований по фактам нарушения режима конфиденциальности информации, попыток его нарушения или приготовления к нарушению.

      4.2. Сотрудники несут и иные обязанности, предусмотренные настоящим Положением и действующим законодательством Российской Федерации.

      4.3. При прекращении трудовых отношений, обязательства сотрудника о неразглашении закрытой информации сохраняют свою силу. После увольнения или перевода из Союза работник не вправе использовать ставшую известной ему информацию во время его трудовых отношений с Союзом, составлявшую коммерческую, служебную тайну Союза и иные сведения конфиденциального характера в каких бы то ни было целях и (или) содействовать в этом другим лицам.

      1. Порядок проведения внутренних расследований

      5.1. В случае установления факта разглашения закрытой информации работником, либо получения сведений о фактах нарушения режима конфиденциальности информации, либо о фактах приготовления или попыток к его нарушению в Ревизионном союзе проводится внутреннее расследование.

      5.2. Для проведения внутреннего расследования создается комиссия, состоящая не менее чем из трех человек. Членами комиссии могут являться как сотрудники Союза, так и Исполнительный директор и члены наблюдательного совета.

      5.3. Назначение членов комиссии и ее председателя производится приказом Исполнительного директора.

      5.4. Председатель организует работу комиссии, решает вопросы взаимодействия комиссии с руководством, подготавливает и ведет заседания комиссии, подписывает протоколы данных заседаний. По окончании работы комиссии председатель подготавливает полный отчет о ее работе и передает его на рассмотрение Исполнительному директору.

      5.4. Работник, нарушивший режим конфиденциальности информации, делавший попытки или приготовления к его нарушению, обязан по требованию Руководства Союза представить объяснения в письменной форме не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего требования. Руководство Союза вправе увеличить указанный срок, а также поставить перед работником перечень вопросов, на которые работник обязан ответить. Работник имеет право по согласованию с Председателем комиссии знакомиться с материалами расследования и давать по поводу них свои комментарии, предоставлять дополнительную информацию и документы. По окончании расследования работнику для ознакомления предоставляется итоговый акт с выводами комиссии либо направляется почтой.

      5.5. В целях внутреннего расследования все работники Союза обязаны по первому требованию Руководства предъявить для проверки все числящиеся за ними материалы, содержащие закрытую информацию, представить устные или письменные объяснения, в том числе об известных им фактах разглашения закрытой информации, утраты документов и изделий, содержащих закрытую информацию.

      5.6. В случае давления на работника со стороны других работников или третьих лиц (просьб, угроз, шантажа и др.), по вопросам связанным с проведением внутреннего расследования, работник обязан сообщить об этом Руководству Союза.

      5.7. До вынесения решения членам комиссии запрещается разглашать сведения остальным сотрудникам Союза о ходе проведения внутреннего расследования и ставших известными им в связи с этим обстоятельствах.

      5.8. В процессе проведения внутреннего расследования выясняются:

      -перечень разглашенных документов и сведений, составляющих закрытую информацию;

      -причины разглашения закрытой информации;

      -лица, виновные в разглашении закрытой информации;

      -размер причиненного Союзу (членам Союза) ущерба;

      -недостатки и нарушения, допущенные работниками при работе с закрытой информацией;

      -иные обстоятельства, необходимые для определения причин разглашения информации, степени виновности отдельных лиц, возможности применения к ним мер воздействия.

      5.9. По результатам расследования, комиссией составляется акт, с отражением в нем лиц, виновных в разглашении закрытой информации, размера причиненного Союзу (членам Союза) ущерба, а также иных выясненных обстоятельствах. Акт подписывается всеми членами комиссии.

      5.10. На основании акта Руководством Союза выносится решение о применении мер ответственности к работнику, виновному в разглашении закрытой информации, попытках или приготовлениях к ее разглашению, а также о возмещении ущерба виновным работником, которое доводится до указанного работника в письменной форме под расписку. В случае согласия с выводами комиссии сотрудник обязан возместить причиненные Союзу убытки в течение 10 дней с момента ознакомления с актом комиссии. По взаимному согласию между Союзом и сотрудником может быть заключено Соглашение о поэтапном возмещении убытков. В этом случае сотрудник предоставляет Руководству Союза письменное обязательство о возмещении убытков с указанием конкретных сроков платежей.

      5.11. После вынесения решения работник имеет право знакомиться с актом внутреннего расследования и иными материалами. Сотрудник вправе обжаловать решения Руководства Союза о привлечении к ответственности или возмещении ущерба в порядке установленном действующим законодательством.

      1. Ответственность за нарушения конфиденциальности информации

      6.1. Разглашение сведений, содержащих коммерческую и служебную тайну, и сведений конфиденциального характера влечет гражданскую, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      6.2. Сотрудник, в случае умышленного или неосторожного разглашения закрытой информации, попытки или приготовлений к ее разглашению, при отсутствии в его действиях состава преступления, несет дисциплинарную, административную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      6.3. Сотрудник, разгласивший закрытую информацию, обязан немедленно принять меры для минимизации утечки информации, а также возместить Союзу причиненные убытки. Определение размера убытков, причиненных нарушением сотрудником режима конфиденциальности информации, осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, предусмотренным настоящим положением.

      6.4. Возмещение убытков производится независимо от привлечения сотрудника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за разглашение конфиденциальной информации.

      6.5. Привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности за нарушение режима конфиденциальности информации осуществляется в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ.

      6.6. В зависимости от тяжести наступивших для Союза последствий к работнику могут быть применены следующие меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение.

      1. Порядок отнесения информации к информации, составляющей коммерческую

      и служебную тайну, порядок использования и хранения такой информации

      7.1. На всех документах Союза, содержащих информацию, относящуюся в соответствии с разделом 2 данного положения к коммерческой и служебной тайне Союза (Перечень информации см. в Приложении №1), должен проставляться гриф – «Коммерческая тайна», с указанием полного наименования и местонахождения организации разработавшей данный документ, далее по тексту «Гриф КТ».

      7.2. Необходимость проставления «Грифа КТ» на документах определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ в соответствии с требованиями настоящего положения. Гриф КТ проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа и на обложке, а в случае наличия сопроводительной служебной записки – также на ее первой странице.

      7.3. Учет документов, содержащих конфиденциальную информацию и коммерческую тайну, осуществляется сотрудниками Союза, постоянно работающими с указанными документами.

      7.4. Документы с Грифом КТ:

      -учитываются в журналах регистрации структурного подразделения, их разработавшего;
      -размножаются, тиражируются только с письменного разрешения руководителя Союза. В журналах регистрации ведется учет размноженных документов.

      7.5. Документы с ограничительным грифом группируются в дела в соответствии с номенклатурой, при этом на обложке дела также проставляется ограничительный гриф.

      7.6. Закрытая информация в Ревизионном союзе хранится двумя способами: на бумажных носителях и в электронном виде (закрытые информационные ресурсы). Закрытые информационные ресурсы хранятся на едином сервере Союза и непосредственно у лиц, осуществляющих работу с данными документами.

      7.7. Доступ к конфиденциальной информации, хранящейся на сервере Союза, имеют лица, получившие в установленном настоящим Положением порядке доступ к данной информации.

      7.8. Доступ сотрудников Союза к закрытой информации, хранящейся на сервере, осуществляется на основании письменного распоряжения Руководства Союза. Указанное распоряжение дается по запросу сотрудника, содержащему обоснование необходимости такого доступа.

      7.9. Сотрудники в полномочия которых входит защита информации, в случае производственной необходимости могут получать краткосрочный доступ к закрытой информации, хранящейся на сервере или в персональных компьютерах сотрудников Союза по письменному распоряжению Руководителя. При прекращении такой необходимости Руководитель обязан проконтролировать прекращение доступа к конфиденциальным ресурсам и отсутствие иных нарушений режима конфиденциальности информации (создание несанкционированных копий в электронном или любом ином виде, сохранение копий паролей доступа и т.п.)

      7.10. Закрытая информация на бумажных носителях хранится на рабочем месте у сотрудника, осуществляющем постоянную работу с данным видом информации. Ответственным лицом за хранение документов на бумажных носителях, содержащих закрытую информацию, является непосредственно сотрудник, работающий с этими документами.

      7.11. Все документы, содержащие конфиденциальную информацию, должны храниться в закрывающихся помещениях, либо в запертых шкафах, столах или ящиках.

      7.12. Порядок и объем доступа сотрудников, осуществляющих постоянную работу с закрытой информацией, определяет Руководитель в пределах уровня доступа к закрытой информации, установленного для данного сотрудника.

      7.13. Передача закрытой информации (путем передачи документов либо их факсимильных копий), содержащейся на бумажных носителях, сотрудникам, не имеющим постоянного доступа к данной информации, осуществляется по письменному распоряжению Руководства Союза.

      7.14. Специальные требования к порядку хранения документов, с учетом особенностей ревизионной деятельности и отношений с контрагентами, к порядку предоставления информации могут предусматриваться регламентами, утверждаемыми Руководством Союза. Регламенты являются приложением к настоящему Положению и доводятся до каждого сотрудника под роспись.

      1. Ответственные лица

      8.1. Ответственным за соблюдение режима конфиденциальности информации, хранящейся на едином сервере Союза и за защиту от несанкционированного удаленного доступа к информационным ресурсам, находящимся у сотрудников Союза, назначается приказом Исполнительного директора. 

      8.2. Ответственными за соблюдение режима конфиденциальности информации по отношению к закрытым информационным ресурсам, находящейся у сотрудников, являются данные сотрудники.

      8.3. Ответственным за сохранение режима конфиденциальности информации в отношении персональных данных сотрудников и за ознакомление с данным Положением всех вновь принимаемых работников Союза является лицо, ответственное за кадровый учет Союза.

      1. Прочие положения

      9.1. Настоящее Положение доводится до сведения всех сотрудников Союза путем персонального ознакомления «под роспись». Сотрудник вправе в любое время знакомиться с настоящим Положением.

      9.2. Порядок исполнения настоящего Положения может быть конкретизирован, уточнен или изменен приказом Исполнительного директора РССК.

       9.3. Изменения (дополнения) к настоящему Положению доводятся до сведения сотрудников приказом Руководства Союза.

       

       

       

      Приложение №1

      к Положению о коммерческой тайне

       

       

       

       

      ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ,

      СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ

      Ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов _________________

      1.Управление

      1.1. Сведения о применяемых организационных методах управления.

      1.2. Сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства Союза и членами Союза по научно-техническим, производственным, организационным, коммерческим и иным вопросам.

      1.3. Связи внутри и вне Союза, членов Союза распределение обязанностей и их содержание.

      2.Планы

      2.1. Сведения о планах расширения или свертывания объемов работ, инвестиций, закупок, продаж членами Союза.

      2.2. Сведения об организации производства, его технико-экономическом обосновании (Бизнес-прогноз) по членам Союза.

      2.3. Планы развития и реорганизации Союза, членов Союза.

      1. Совещания

      3.1. Сведения о целях, рассматриваемых вопросах, результатах, фактах проведения совещаний и заседаний органов управления Союза и членов Союза.

      1. Рынок

      4.1.   Сведения о применяемых методах изучения рынка.

      4.2. Сведения о направлениях маркетинговых исследований, результатах изучения рынка, содержащие оценки состояния и перспективы развития рыночной конъюнктуры.

      4.3.   Сведения о рыночной стратегии Союза, членов Союза.

      4.4. Сведения о применяемых Союзом, членами Союза научно-технических, производственных, коммерческих методах осуществления купли-продажи информации, работ, услуг, выполнения работ.

      4.5. Сведения об эффективности коммерческой деятельности членов Союза.

      4.6. Сведения о регионах сбыта продукции, товаров, работ, услуг членами Союза.

      4.7. Сведения о заинтересованности клиентов (заказчиков) в приобретении продукции, товаров, работ, услуг у членов Союза.

      1. Партнеры

      5.1. Систематизированные сведения о внутренних и зарубежных партнерах, заказчиках, подрядчиках, поставщиках, клиентах, потребителях, покупателях, компаньонах, спонсорах, посредниках и иных партнерах; деловых отношениях членов Союза и РССХК, а также о конкурентах, которые не содержатся в открытых источниках информации (каталогах, справочниках и проч.).

      5.2.Сведения, относящиеся к порядку и условиям сотрудничества, в том числе правовой характер договорных связей, величина и направления финансовых потоков и т.п.;
      Идентификационная информация, в том числе ИНН, КПП, коды ОКВЭД, сведения о расчетных счетах, сведения, содержащиеся в их уставных документах и т.п.

      1. Переговоры

      6.1. Сведения о целях, задачах, тактике переговоров с деловыми партнерами, сведения о получаемых и предлагаемых заказах и предложениях, материалы и приложения, получаемые/передаваемые в процессе проведения переговоров, сведения о лицах, ведущих переговоры, руководстве сторонних компаний, их характеристика.

      6.2. Сведения о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами Союза и членов Союза.

      1. Контракты

      7.1. Условия производственных, хозяйственных, трудовых, коммерческих контрактов, платежей, услуг членов Союза.

      1. Цены

      8.1. Сведения о методах расчета, структуре, уровне цен на продукцию, товары, работы, услуги и размеры скидок членов Союза.

      9.Торги, аукционы

      9.1. Сведения о подготовке к торгам или аукциону, результаты.

      1. Производство

      10.1. Сведения о структуре производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции по членам Союза.

      10.2. Сведения о новых и применяемых технологиях производства работ, услуг, патентообладания, лицензионной деятельности членов Союза.

      1. Наука и техника

      11.1. Сведения о целях, задачах, программах, перспективах научных исследований членов Союза.

      11.2. Оригинальные идеи научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ членов Сюза.

      11.3. Конструкционные характеристики создаваемых членами Союза изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурации, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и т.п.).

      11.4. Аналитические и графические зависимости, отражающие найденные закономерности и взаимосвязи.

      11.5. Данные об условиях экспериментов и оборудования членов Союза.

      11.6. Сведения об особенностях конструкторско-технологического, технического решения, дающие положительный экономический эффект применяемых членами Союза.

      1. Технология

      12.1. Сведения об особенностях используемых и разрабатываемых технологий и специфике их применения членами Союза.

      1. Бухгалтерия

      13.1. Первичные бухгалтерские документы ипромежуточныефинансовые отчеты Союза и членов Союза.

      13.2. Сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций.

      1. Кадры

      14.1. Кадровый состав, списки сотрудников Союза, членов Союза, и образцы их подписей, персональные данные сотрудников Союза; информация о членах их семей, домашних и личных мобильных телефонах и адресах,  сведения о принадлежащих сотрудникам личных транспортных средствах;

      14.2. Подбор кадров, формирование.

      1. Безопасность

      15.1. Сведения о порядкеи состоянии организации защиты коммерческой тайны.

      15.2. Сведения о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.

      15.3. Сведения, составляющие коммерческую тайну членов Союза и переданные на доверительной основе Союзу.

      15.4. Сведения о репутации и профессионализме персонала членов Союза и Союза.

      1. Финансы

      16.1. Информация о кредитах (займах), выданных или полученных членами Союза;

       Информация о финансовых потоках Союза, членов Союза их объеме и направлениях.

       

       

      1. Техническая информация

      17.1.  Информация о паролях, ключах и иных секретных элементах для допуска работы с программами и иной информацией Союза, информация о системе электронного документооборота Союза с членами Союза и третьими лицами, информация о системе идентификации, аутентификации  сотрудников Союза, связанная с доступом:

      – в локальную сеть Союза;

      – на почтовый сервер Союза;

      – к почтовым программам сотрудников Союза;

      – к персональным компьютерам;

      – к средствам защиты информации Союза.

       

       

    • Тема 8. Процедуры внутреннего аудита

        1. Организация разделения обязанностей как элемент внутреннего контроля
        2. Организация системы подтверждения полномочий как элемент внутреннего контроля
        3. Документальный и фактический способы контроля
        4. Документальное оформление процедур внутреннего аудита
        5. Взаимодействие внутренних аудиторов с внешними аудиторами
        6. Подготовка отчетов внутренними аудиторами на запросы внешних аудиторов
      1. Эффективная организационная структура экономического субъекта предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции, налагаемые на одного сотрудника, являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений. Обычно подлежат распределению между различными лицами такие функции, как

      – непосредственный доступ к активам экономического субъекта;

      – разрешение на осуществление операций с активами;

      – непосредственное осуществление хозяйственных операций;

      – отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

      Надлежащее функционирование системы внутреннего контроля зависит также от сотрудников. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала.

      Рассмотрим основные элементы системы разделения полномочий.

      1) Единичная ответственность. Каждая контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности. Не следует закреплять отдельную функцию за двумя или несколькими центрами ответственности. Но закрепление нескольких контрольных функций за одним центром ответственности вполне допустимо. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных операций на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Он же должен нести ответственность за доведение до руководства информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора в этом случае – осуществление проверки качества исполнения бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор оценивает и законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение нарушений в бухгалтерском учете. Данное требование не распространяется на ситуации, когда во избежание ошибок или/и злоупотреблений отдельных должностных лиц (центров ответственности) принимается коллегиальное решение (например, по сбытовой политике).

      2) Периодическое перераспределение обязанностей между внутренними контролерами (ревизорами, внутренними аудиторами, бухгалтерами). Во избежание злоупотреблений и для повышения эффективности внутреннего контроля целесообразно периодически перераспределять обязанности работников, имеющих необходимую квалификацию и допуск к определенного вида работам. Например, целесообразно ежегодно перераспределять сотрудников бухгалтерии по эквивалентным с точки зрения оплаты труда участкам учета. В российской практике используется предметная структура организации работы бухгалтерского аппарата, при которой отдельные группы бухгалтеров выполняют комплекс работ по определенным участкам учета (материальная группа, группа учета оплаты труда, группа учета готовой продукции и ее реализации и др.). Здесь возможны злоупотребления, обусловленные сосредоточием бухгалтерского контроля над определенным типом хозяйственных операций в функциях одного лица или долговременным сговором лиц, ведущих учет на разных участках, а также ошибки из-за повышенной утомляемости от монотонной работы. Если в организации нет возможности регулярно проверять работу бухгалтеров, то подобные ошибки можно вообще не обнаружить, что чревато искажением всей отчетности.

      Периодическое перераспределение обязанностей бухгалтеров позволяет:

      • снизить риск длительных злоупотреблений;
      • уменьшить вероятность необнаружения ошибок благодаря взаимному контролю бухгалтерами фактического состояния учета на принимаемом (передаваемом) участке;
      • снизить вероятность ошибок и повысить производительность бухгалтерского труда в результате снижения утомляемости от монотонности работ на одном и том же участке учета;
      • более гибко использовать бухгалтерский персонал.

      При работе на различных участках учета у бухгалтеров будет возможность сохранить на должном уровне квалификацию, полученную ими до прихода в данную организацию. Если же бухгалтеров необходимо дополнительно обучать для работы на новом участке, то при незначительных затратах эти работники станут взаимозаменяемыми, что позволит более гибко их использовать для учета хозяйственных операций.

      1. Система подтверждения полномочий включает следующие основные элементы.

      1) Потенциальное функциональное замещение. Каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного – двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия. Данный принцип распространяется и на центры ответственности.

      2) Регламентация деятельности на основе специальных схем последовательности операций. Такие схемы должны содержать необходимую информацию о разделении обязанностей, санкционировании операций, процедурах контроля, а также правила, определяющие порядок какой-либо деятельности. Информация в схемах должна быть представлена в легкой для понимания, наглядной форме. Очевидно, что эти схемы необходимо своевременно доводить до сотрудников.

      Внедрение новых информационных технологий в учетную и контрольную деятельность. Крупным организациям корпоративного типа (т.е. с множеством относительно самостоятельных подразделений), имеющим достаточно устойчивую организационную и финансовую структуру, с резервами роста, налаженными процессами снабжения и сбыта, целесообразно поэтапно переходить на новые качественные программные технологии, в том числе полнофункциональные, реализованные на основе единого информационного пространства.

      Это позволит:

      • устранить проблемы несогласованности загрузки мощностей и заказов клиентов;
      • повысить производительность контрольной деятельности работников;
      • обеспечить режим управления организацией в реальном масштабе времени (что даст общесистемный эффект управления организацией);
      • обеспечить эффективное и согласованное взаимодействие между подразделениями, исключающее дублирование информации;
      • исключить проникновение ошибочной информации при подготовке и вводе данных в компьютерную систему ручным способом (“узкое место” традиционных технологий);
      • исключить производственный брак (например, контроль качества с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей);
      • оперативно контролировать по каналам связи движение грузов на всех участках маршрута (технологии “безбумажного” информационного отслеживания материальных потоков).

      3) Предотвращение несанкционированного доступа к активам и файлам. Необходимы следующие меры, препятствующие несанкционированному доступу, в том числе контроль:

      за несанкционированным проникновением в помещения (охрана, пропускной режим, сигнализация, технические средства наблюдения и т.п.);

      за несанкционированным доступом к компьютерной и некомпьютерной информационной базе (система компьютерных паролей, инициирование изменений в файлах, сейфах), мероприятия по блокированию несанкционированного получения информации с помощью технических средств (защита от наблюдения и фотографирования, от подслушивания, от перехвата и т.д.);

      за допуском сотрудников к ознакомлению и работе с документами и бездокументарными носителями информации конфиденциального характера с целью исключения возможности ознакомления со сведениями, не относящимися к выполняемой ими работе, и разглашения коммерческой тайны организации. Такая система должна включать: схему выдачи разрешений на доступ сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну; оформление обязательств о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну; формальное установление порядка работы с документами с грифом “КТ” (коммерческая тайна); контроль и ведение досье на сотрудников, допущенных к работе с документами и материалами, составляющими коммерческую тайну; учет и анализ нарушений режима работы с документами, содержащими коммерческую тайну, а также различного рода попыток несанкционированного доступа к конфиденциальным документам традиционного и автоматизированного исполнения (базы данных и др.).

      4) Лимиты полномочий при заказе товаров (услуг, работ). Решения по заказам, превышающим установленный уровень, должны приниматься на совете директоров (правлении) либо на собрании (оперативном совещании) управленческих работников верхнего звена (заместителей директора по экономическим, коммерческим, финансовым, производственным вопросам и др.). По крупным сделкам решения необходимо принимать на общем собрании собственников.

      5) Документальное подтверждение выполнения контрольной работы. Каждое должностное лицо, исполняющее важные контрольные функции, должно регулярно отчитываться в письменной форме об их выполнении. Такие отчеты должны поступать в определенный координационный центр ответственности. Лицо, проверяющее данные отчеты, также должно ставить подпись, свидетельствующую о том, что они проверены.

      3.При проведении внутреннего аудита могут использоваться как документальные методы проверки, так и методики фактического контроля.

      Методы фактического контроля включают следующие группы методов:

      1. Осмотр
      2. Инвентаризация
      3. Контрольный запуск сырья и материалов в производство
      4. Контрольный обмер
      5. Химико-технологический анализ

      Как правило, фактический контроль проводится экспертами в соответствующих областях. Они могут в рамках ВА быть сотрудниками организации или приглашаться для экспертизы со стороны.

      В плане и программе ВА должны быть предусмотрены методы документального контроля всех получаемых в организации и от третьих лиц материалов. Эти методы условно разделяются на три группы:

      1. методы проверки по формальным признакам:

      а) контроль соответствия документа типовым формам

      б) проверка порядка заполнения реквизитов документа

      1. методы арифметического контроля (процедура пересчета; она позволяет определить правильность арифметических расчетов документа)
      2. методы проверки реальности отраженных в документах фактов хозяйственной деятельности (проверка по существу):

      а) сопоставление данных документов, отражающих хозяйственные операции, с документами, которые явились основанием для этих операций (например, сопоставление приказа на проведение инвентаризации с инвентаризационной описью)

      б) проверка записей во взаимосвязанных регистрах учета по всей цепочке (прослеживание)

      в) сканирование, то есть просмотр операций для выявления не типичных

      г) встречная сверка – это сопоставление одного и того же документа у аудируемого лица и его контрагента (например, сверка счета-фактуры продавца и покупателя на одну и ту же поставку товаров)

      д) взаимный контроль – это проверка идентичности всех экземпляров одного документа внутри одной организации (например, контроль накладных на внутреннее перемещение товаров)

      е) контрольное сличение; его применяют при проверке товарных операций на основе следующей формулы:

      Сн инв+ Пдок– Рдок= Ск инв,

      где Сн инв – остаток по счету на начало межинвентаризационного периода (по данным инвентаризации),

      Пдок – документированный приход имущества,

      Рдок – документированный расход имущества,

      Ск инв – остаток по счету на конец межинвентаризационного периода (по данным инвентаризации).

      ж) восстановление натурально-стоимостного учета на основе первичных документов клиента (альтернативный расчет аудитора).

      1. Аудиторские документы (рабочие документы аудитора) – это материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, либо получаемые и хранимые аудитором связи с проведением аудита.

      Рабочие документы используются и создаются на всех этапах аудита. В этих документах фиксируются аудиторские доказательства, а также мнение аудиторов. Формы аудиторских документов зависят от их вида. Каждый рабочий документ должен подписывается составившим его лицом, с указанием даты. Все рабочие документы являются собственностью аудиторской организации или индивидуального аудитора и должны храниться не менее 5 лет в соответствии с требованиями государственного архивного дела.

      Виды аудиторских документов:

      1. Учётные данные и бухгалтерская отчётность клиентов.
      2. Планы и программы аудита.
      3. Опросники.
      4. Подтверждение от третьих лиц.
      5. Результаты устных опросов сотрудников аудируемого лица.
      6. Результаты осмотров помещений и имуществ аудируемого лица.
      7. Аудиторское заключение и отчёт руководству проверяемого предприятия по результатам аудита.
      8. Материалы предыдущих аудиторских и налоговых проверок.

      В рамках ВА могут применяться требования к рабочим документам, установленные в федеральных стандартах аудита. Эти требования должны быть детализированы во внутренних стандартах, положениях, инструкциях по ВА.

      1. Общие рамки взаимодействия внешних и внутренних аудиторов в ходе независимой (внешней) проверки представлены в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Основные положения этого стандарта соответствуют международному стандарту аудита МСА 610 “Рассмотрение работы внутреннего аудита” (ISA 610 – Considering the Work of Internal Auditing).

      Эффективно действующая служба внутреннего аудита предприятия повышает степень надежности системы внутреннего контроля проверяемого предприятия и, следовательно, как одна из составляющих влияет на оценку аудиторского риска, принимаемого внешними аудиторами.

      На схеме 1 представлена последовательность оценки работы внутреннего аудита внешними аудиторами.

      Если внешними аудиторами принято решение использовать работу внутренних аудиторов как основу для модификации объема и характера планируемых процедур, то внешнему аудитору необходимо согласовать с руководством экономического субъекта и отделом внутреннего аудита вопросы более детального ознакомления с интересующей работой ВА и разработке совместного плана действий. Содержание и объем конкретной работы внутренних аудиторов, используемой внешним аудитором, зависит от оценки аудиторского риска, существенности рассмотренного объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита.

      В случае признания (по результатам предварительного тестирования) специалистов внутреннего аудита компетентными может быть решен вопрос о непосредственной помощи внутренних аудиторов при проведении процедур внешнего аудита. Порядок привлечения внутренних аудиторов к этой работе необходимо согласовывать с руководством экономического субъекта. Со стороны руководства экономического субъекта могут назначаться ответственные лица за данное взаимодействие.

      Схема 1. Последовательность рассмотрения работы внутреннего аудита

      ┌──────────────────────┐

      нет │ Существует ли │ да

      ┌─────────────────┤самостоятельная служба├────────┐

      │ │(отдел, подразделение)│ │

      │ │ внутреннего аудита? │ │

      \ / └──────────────────────┘ \ /

      ┌───────────────────┐ ┌──────────────────────────────────────┐

      │Процедуры завершить│ │Провести обязательные процедуры оценки│

      └───────────────────┘ └─────────────┬────────────────────────┘

      / \ │

      │ \ /

      │ ┌────────────────────────────────────────────────┐

      │ │Запросить соответствующие документы для оценки │

      │ │внутреннего аудита (процедура 1) │

      │ └───────────────────────┬────────────────────────┘

      │ \ /

      │ ┌────────────────────────────────────────────────┐

      │ │Собрать сведения об особенностях деятельности │

      │ │внутреннего аудита клиента (процедура 2) │

      │ └───────────────────────┬────────────────────────┘

      │ \ /

      │ ┌────────────────────────────────────────────────┐

      │ │Рассмотреть, насколько служба внутреннего аудита│

      │ │выполняет проверки бухгалтерской отчетности и │

      │ │может быть полезна внешним аудиторам │

      │ └───────────────────────┬────────────────────────┘

      │ \ /

      │ ┌─────────────────────────────────────┐

      │ нет │Имеет ли отношение работа внутреннего│ да

      └────────────┤аудита к задачам аудиторской проверки├────────┐

      │ по подтверждению достоверности │ │

      │ бухгалтерской отчетности? │ │

      └─────────────────────────────────────┘ │

      \ /

      ┌───────────────────────┐

      │ Провести дальнейшее │

      │ тестирование │

      └───┬───────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Оценить место внутреннего аудита в организационной структуре │

      │ клиента, степень объективности и независимости внутреннего │

      │ аудита (процедура 3) │

      └───────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Дать оценку компетенции внутренних аудиторов (процедура 4) │

      └───────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Оценить профессиональный уровень выполнения работ специалистами│

      │ внутреннего аудита (процедура 5) │

      └───────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Отметить функциональные рамки работы внутренних аудиторов. │

      │ Обозначить содержание и объем выполняемых работ (процедура 6) │

      └───────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Оценить уровень значимости выводов и рекомендаций внутреннего │

      │ аудитора для руководства экономического субъекта (процедура 7) │

      └───────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Сделать вывод в отношении влияния внутреннего аудита на │

      │ определение риска системы внутреннего контроля и аудиторского │

      │ риска (процедура 8). Внести соответствующие коррективы в │

      │ сформированные документы │

      └───────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Задокументировать результаты обязательных процедур оценки │

      │ внутреннего аудита (процедура 9). Составить заключение о │

      │ целесообразности (нецелесообразности) использования работы │

      │внутреннего аудита и их непосредственной помощи для сокращения │

      │ процедур аудиторской проверки │

      └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

      Если внешний аудитор принимает решение об использовании работы внутренних аудиторов, то необходимо провести детализированную оценку этой работы (схема 2).

      Схема 2. Детализированная оценка работы внутреннего аудита

      ┌─────────────────────┐

      да │Будут ли использованы│ нет

      ┌────────────────┤ результаты работы ├─────────────────┐

      │ │внутреннего аудитора?│ │

      │ └─────────────────────┘ │

      \ / \ /

      ┌───────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐

      │Провести детальную проверку│ │ Процедуры завершить. │

      │ рабочей документации │ │ Заполнить контрольный │

      │ внутреннего аудитора │ │ лист (процедура 12) │

      └───┬───────────────────────┘ └────────────────────────┘

      │ / \

      ┌───┴──────────────────────────────────────────────────┐ │

      │Определить разделы, объекты аудита, по которым принято│ │

      │ решение использовать работу внутреннего аудитора │ │

      │ (процедура 10) │ │

      └─────────────────────────┬────────────────────────────┘ │

      \ / │

      ┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │

      │ Провести корректировку программы аудита │ │

      └─────────────────────────┬────────────────────────────┘ │

      \ / │

      ┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │

      │ Провести контрольные проверки статей и операций, уже │ │

      │ проверенных внутренним аудитором │ │

      └──────────────────────────────────────────────────────┘ │

      ┌───────────────────────┐ │

      │Будет ли использоваться│ │

      да │непосредственная помощь│ нет │

      ┌───────────────┤ специалистов ├────────────────┘

      │ │ внутреннего аудита при│

      │ │ проведении процедур │

      │ │ внешнего аудита? │

      │ └───────────────────────┘

      \ /

      ┌─────────────────────┐

      │Скорректировать планы│

      │ совместной работы │

      └───┬─────────────────┘

      ┌───┴────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Согласовать объем и сроки привлечения специалистов │

      │ внутреннего аудита │

      └───────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Разработать программу совместных работ │

      └───────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Провести рабочие совещания со специалистами внутреннего аудита │

      └───────────────────────────────┬────────────────────────────────┘

      \ /

      ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

      │ Провести контроль выполненных работ (процедура 11) │

      └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

      1. Для оценки работы внутреннего аудита внешние аудиторы могут направить проверяемой организации запрос с просьбой подготовить описание работы внутреннего аудита. Оно могут быть оформлено в виде отчета внутренних аудиторов.

      В этот отчет может быть включена следующая информация:

      1

      Копии документов в соответствии с примерным перечнем: а) положение о службе (подразделении) ВА, устав службы ВА; б) приказ о создании службы ВА; в)штатное расписание службы ВА; г) методические разработки к проведению проверок, д)внутренние стандарты, инструкции, указания, положения; е) план – задание работы службы ВА на интересующий период; ж) рабочие материалы ВА по итогам проведения проверок (выборочно); з) итоговые отчеты, выводы, рекомендации ВА по выполненным заданиям (выборочно); и) приказы (распоряжения) о принятых мерах (внесении исправлений) по результатам замечаний ВА

      2

      Оценка организационной структуры службы ВА (со схемой распределения полномочий)

      3

      Оценка профессионального образования и навыков работы внутренних аудиторов. а) политика найма специалистов ВА; б) образование; в) опыт работы в качестве аудитора; г) знание специфики деятельности экономического субъекта; д) организация системы подготовки и самоподготовки е) специалистов; ж) доступ к информационным и справочным базам

      4

      Оценка направлений работы ВА, которые могут быть полезны внешним аудиторам для сокращения аудиторских процедур и изменения масштабов и объемов аудиторской проверки. а) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем; б) проверка бухгалтерской и оперативной информации, которая может включать экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления отчетности по ней, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальную проверку операций, остатков по бухгалтерским счетам; в) проверка соблюдения законов, нормативных актов и других внешних требований, а также требований внутренней политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников; г) проверка деятельности различных звеньев управления; д) изучение и оценка контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта; е) оценка экономичности и эффективности механизма внутреннего контроля; ж) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта; з) работа над специальными проектами и контроль за особыми аспектами структуры внутреннего контроля; и) оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения; к) специальные расследования отдельных случаев, например подозрение в мошенничестве; л) разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; м) выполнение других заданий руководства или собственников экономического субъекта, связанных с оценкой действующей системой контроля, повышением ее эффективности, а также эффективности функционирования субъекта в целом.

      5

      Оценка значимости для руководства выводов и замечаний внутренних аудиторов. Аудитор рассматривает выполнение руководством (директорами) экономического субъекта рекомендаций ВА. Если выводы и замечания внутренних аудиторов касались достоверности бухгалтерской отчетности, необходимо протестировать порядок внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность экономического субъекта