Правило СРО Россоюз “Чаянов”: Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантовУтверждено Научно-методическим советом СРО Россоюз “Чаянов” 21.09.2011г. Изменение пунта 6.8 статьи 6 утверждено Научно-методическим советом 05.09.2013г. Правило ревизионной деятельности“Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов” Настоящее правило определяет порядок осуществления СРО Россоюз “Чаянов” контроля деятельности ревизионных союзов – членов СРО Россоюз “Чаянов” и состоящих в их штате, а также работающих в них по гражданско-правовому договору ревизоров-консультантов. Настоящее правило не применяется к отношениям по контролю деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов, проводимому органами управления СРО Россоюз “Чаянов” в рамках своей компетенции. Статья 1. Цели, задачи и предмет контроля 1.1. Целью контроля является обеспечение соответствия деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов предъявляемым к ней обязательным требованиям. 1.2. Задачами контроля являются:
1.3. Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов осуществляется на предмет ее соответствия:
1.4. Перечень вопросов, подлежащих контролю, и составляющих его предмет, приведен в Приложении № 1 к настоящему правилу. Статья 2. Формы контроля 2.1. Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов осуществляется путем проведения проверок ревизионных союзов. Регламент проверки приведен в Приложении № 2 к настоящему правилу. 2.2. Проверка проводится в месте нахождения ревизионного союза, а в случае невозможности ее проведения в этом месте ввиду отсутствия помещений, удаленности места нахождения ревизионного союза – по согласованию с ним – в месте нахождения СРО Россоюз “Чаянов” либо в ином месте, определенном решением о проведении проверки. 2.3. Плановая проверка ревизионного союза и ревизора-консультанта проводится один раз в два года. Проверки по жалобам, заявлениям, иной информации о допущенных нарушениях, а также по решению наблюдательного совета СРО Россоюз “Чаянов”, проводятся независимо от даты проведения предыдущей проверки. План проведения проверок на календарный год утверждается руководителем контрольно-ревизионного отдела СРО Россоюз “Чаянов”. 2.4. Не допускается проведение двух и более проверок одного и того же лица по одним и тем же вопросам за один и тот же период. Проведение повторных проверок допускается при наличии сведений о существенных нарушениях, допущенных при проведении проверки, в случае выхода ревизионного союза из СРО Россоюз “Чаянов”, а также в связи с вновь открывшимися существенными обстоятельствами, которые не были и не могли быть известны при проведении проверки. 2.5. Проверка деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов проводится одновременно. 2.6. Срок проведения проверки и составления заключения по ее результатам не может превышать одного месяца. Срок проведения проверки исчисляется с момента принятия решения о ее проведении до составления заключения. 2.7. Время проведения проверки в помещении проверяемого ревизионного союза не может превышать трех дней. Конкретные даты проведения проверки в помещении проверяемого ревизионного союза в пределах установленного срока ее проведения, согласовываются с ним лицами, проводящими проверку. 2.8. Проверка может быть приостановлена, либо продлена по решению руководителя контрольно-ревизионного отдела на один месяц для получения информации от других лиц либо проведения экспертизы. 2.9. Проверка проводится за счет целевых членских взносов, вносимых на их проведение проверяемым ревизионным союзом. Размер целевых членских взносов на проведение проверки утверждается наблюдательным советом. Статья 3. Назначение проверки 3.1. Проверка проводится по решению руководителя контрольно-ревизионного отдела. 3.2. Решение о проведении проверки принимается на основании плана проверок либо жалоб, заявлений, иной информации о нарушении ревизионным союзом и (или) ревизором-консультантом обязательных для них требований или решения наблюдательного совета СРО Россоюз “Чаянов”. 3.3. Решение о проведении проверки должно содержать:
3.4. Решение о проведении проверки в течение трех дней с момента его принятия направляется проверяемому ревизионному союзу и лицам, проводящим проверку, почтовым отправлением либо посредством факсимильной связи или электронного сообщения. 3.5. Проверки проводятся работниками контрольно-ревизионного отдела СРО Россоюз “Чаянов” и (или) ревизорами-консультантами, состоящими в штате ревизионных союзов – членов СРО Россоюз “Чаянов”. По решению руководителя контрольно-ревизионного отдела в проверке могут участвовать представители органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов. Количество лиц, проводящих проверку, без учета указанных представителей, не может превышать двух человек. 3.6. Ревизор-консультант, привлекаемый к проверке должен отвечать следующим требованиям:
3.7. Привлечение ревизора-консультанта к проведению проверки осуществляется по решению Президента СРО Россоюз “Чаянов” ревизионным союзом, в штате которого он состоит. 3.8. Расходы лиц, проводящих проверку, на проезд к месту проведения проверки и проживание в месте ее проведения возмещаются проверяемым ревизионным союзом. 3.9. Перед проведением проверки ревизор-консультант письменно подтверждает свою компетентность, отсутствие обстоятельств, ставящих под сомнение его независимость по отношению к проверяемому ревизионному союзу и его ревизорам-консультантам, а также обязуется не разглашать сведения, полученные в ходе проверки и составляющие профессиональную и коммерческую тайну. Письменное подтверждение компетентности, независимости и конфиденциальности составляется по форме, приведенной в Приложении № 3 к настоящему правилу, и прилагается к заключению, составляемому по результатам проверки. Статья 4. Права и обязанности лиц, проводящих проверку, и проверяемых лиц 4.1. Лица, проводящие проверку, имеют право:
4.2. Лица, проводящие проверку, обязаны:
4.3. Проверяемый ревизионный союз имеет право:
4.4. Проверяемый ревизионный союз обязан:
4.5. Ревизор-консультант проверяемого ревизионного союза имеет право:
4.6. Ревизор-консультант проверяемого ревизионного союза обязан:
4.7. Лица, проводящие проверку, проверяемый ревизионный союз и его ревизоры-консультанты имеют права и исполняют иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, учредительными документами, правилами СРО Россоюз “Чаянов” и решениями его органов управления. 4.8. Ревизионные союзы – члены СРО Россоюз “Чаянов” и их ревизоры-консультанты обязаны по письменному требованию лиц, проводящих проверку, представлять сведения и документы, касающиеся проверяемого союза и его ревизоров-консультантов. Такие сведения и документы представляются в течение пяти дней с момента получения требования об их представлении. Статья 5. Порядок проведения проверки 5.1. Лицо, проводящее проверку, в течение трех рабочих дней с момента получения решения о проведении проверки, направляет проверяемому ревизионному союзу требование о представлении документов, необходимых для ее проведения. Примерный перечень документов, представляемых к проверке, приведен в Приложении № 4 к настоящему правилу. 5.2. Документы, запрашиваемые перед началом проверки и в ходе ее проведения, представляются не позднее трех рабочих дней после получения требования об их представлении. 5.3. При проведении проверки вне места нахождения проверяемого ревизионного союза необходимые для проверки документы представляются в виде оригиналов либо копий, заверенных ревизионным союзом. В случае проведения проверки в месте нахождения проверяемого ревизионного союза документы представляются в оригиналах. 5.4. В случае возникновения сомнений в верности представленных копий документов либо в достоверности оригинала документа, у проверяемого ревизионного союза и его ревизоров-консультантов, могут быть затребованы либо изъяты оригиналы документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В этом случае они подлежат возврату после проведения проверки и принятия решения по ее результатам, за исключением случаев, когда представленные документы содержат признаки подделки, либо свидетельствуют о совершении проверяемым лицом административного правонарушения или преступления. 5.5. Проверка проводится путем осуществления следующих контрольных мероприятий:
5.6. Контрольные мероприятия проводятся в отношении проверяемого ревизионного союза и его ревизоров-консультантов. Отказ этих лиц от проведения контрольного мероприятия документируется. 5.7. Контрольные мероприятия проводятся, как правило, путем исследования всех объектов по вопросу проверки. Однако при очевидно большом количестве объектов по вопросу проверки, либо относящихся к ним документов и сведений, допускается проведение выборочной проверки по отдельным вопросам при соблюдении требований достаточности и необходимости объема проверки. Необходимость и достаточность объема проверки оценивается, исходя из объема проверяемой совокупности, характера ее элементов и предполагаемого риска нарушений. Проведение выборочной проверки должно быть обосновано документально. 5.8. По результатам проверки составляется заключение, содержащее информацию по всем ее вопросам. 5.9. Заключение состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и резолютивной. 5.10. Вводная часть содержит следующие сведения:
5.11. Наименование заключения должно включать слова “заключение по результатам проверки” и указание на проверяемый ревизионный союз и проверяемый период. 5.12. Местом составления ревизионного заключения признается место его подписания. Датой составления заключения является дата его подписания всеми лицами, ответственными за подготовку заключения. 5.13. Общие сведения о деятельности проверяемого ревизионного союза включают сведения:
5.14. В мотивировочной части ревизионного заключения содержится описание нарушений и замечаний по вопросам проверки, либо указывается на отсутствие таких нарушений и замечаний по каждому из этих вопросов. 5.15. Информация мотивировочной части ревизионного заключения должна включать в себя мотивированное изложение нарушения и замечания, со ссылками на обстоятельства, лежащие в основе и нормативные акты, регулирующие соответствующие отношения. Если иное не вытекает из существа нарушения или замечания, информация о них должна содержать их количественную оценку либо количественную оценку их последствий. В случае отсутствия точных количественных данных, невозможности получения таких данных в ходе подготовки заключения, количественная оценка нарушений, замечаний, суждений дается примерно. 5.16. Если иное не вытекает из существа нарушения и замечания, данные об обстоятельствах, лежащих в их основе, должны содержать ссылки на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства с указанием реквизитов, достаточных для проверки наличия таких доказательств и их содержания. 5.17. Числовые данные, относящиеся к нарушению, замечанию либо суждению приводятся при их изложении либо прилагаются к заключению, если их указание в тексте заключения затруднительно. При этом итоговые числовые данные, характеризующие нарушение или замечание в обязательном порядке указываются в заключении. 5.18. Резолютивная часть заключения содержит перечень установленных нарушений и сделанных замечаний, рекомендации по устранению этих нарушений и учету замечаний, совершенствованию работы ревизионного союза и его ревизоров-консультантов, а также предложения по привлечению проверяемого ревизионного союза и (или) ревизора-консультанта к дисциплинарной ответственности. Резолютивная часть заключения может также содержать рекомендации по обращению в компетентные государственные органы в случае выявления нарушений, содержащих признаки правонарушений или преступлений. 5.19. Заключение должно быть подписано всеми лицами, проводившими проверку, с указанием их фамилий и инициалов. 5.20. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых не позднее трех рабочих дней после его составления передается (направляется) проверяемому ревизионному союзу, другой приобщается к материалам проверки и передается руководителю контрольно-ревизионного отдела. 5.21. Проверяемый ревизионный союз обеспечивает ознакомление своих ревизоров-консультантов с заключением по результатам проверки в части, затрагивающей их права и обязанности не позднее трех рабочих дней с момента его получения. Статья 6. Рассмотрение результатов проверки 6.1. Заключение по результатам проверки рассматривается руководителем контрольно-ревизионного отдела в течение двадцати дней с момента его передачи (направления) ревизионному союзу. 6.2. В случае несогласия с заключением ревизионный союз и (или) его ревизоры-консультанты вправе представить возражения на него в течение десяти дней с момента его получения ревизионным союзом. Возражения направляются в СРО Россоюз “Чаянов” и адресуются руководителю контрольно-ревизионного отдела. 6.3. В случае представления возражений на заключение по результатам проверки оно рассматривается в присутствии лиц, представивших возражения и (или) их представителей. В этом случае о времени и месте рассмотрения заключения ревизионный союз уведомляется письменно не позднее, чем за пять рабочих дней до его рассмотрения. Не позднее дня, следующего за днем получения указанного уведомления, ревизионный союз обязан уведомить ревизоров-консультантов, чьи права и обязанности затрагиваются заключением о времени и месте его рассмотрения. Неявка лиц, представивших возражения, и (или) их представителей не препятствует рассмотрению заключения и принятию по нему решения. 6.4. При рассмотрении заключения вправе присутствовать Президент СРО Россоюз “Чаянов”, лица, проводившие проверку, а также иные лица по решению руководителя контрольно-ревизионного отдела. Руководитель контрольно-ревизионного отдела вправе признать участие представителя проверенного ревизионного союза и (или) его ревизоров-консультантов, а также лиц, проводивших проверку обязательным. 6.5. При рассмотрении заключения представитель ревизионного союза, ревизор-консультант, а также иные присутствующие лица вправе давать пояснения, приводить доводы и представлять документы. 6.6. По результатам рассмотрения заключения руководитель контрольно-ревизионного отдела принимает решение:
6.7. Решение о передаче материалов проверки в дисциплинарную комиссию принимается при установлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии в деятельности ревизионного союза и (или) его ревизоров-консультантов признаков нарушений, влекущих дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность. 6.8. Решение об устранении выявленных нарушений и учету замечаний принимается в отношении нарушений и замечаний, требующих устранения либо учета в деятельности ревизионного союза и (или) его ревизоров-консультантов. При этом указываются меры, которые должен предпринять ревизионный союз и (или) его ревизоры-консультанты для выполнения этого решения и сроки их реализации. Ревизионный союз обязан в течение месяца с момента окончания срока, установленного в решении, представить руководителю контрольно-ревизионного отдела отчет о его выполнении (в ред. 05.09.13г.). 6.9. Решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий принимается в случае неполноты проверки, несоответствия выводов заключения фактическим обстоятельствам, а также для проверки документов, сведений и доводов, дополнительно представленных проверенным ревизионным союзом и (или) его ревизорами-консультантами в ходе рассмотрения заключения, если их проверка не может быть осуществлена оперативно. Неполнота проверки означает исследование лицами, проводившими проверку не всех вопросов, подлежащих контролю, а также не всех представленных документов и сведений, относящихся к вопросам проверки. 6.10. Дополнительные контрольные мероприятия проводятся в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента принятия решения об их проведении, лицами, проводившими проверку либо иными лицами, назначенными руководителем контрольно-ревизионного отдела. По результатам дополнительных контрольных мероприятий оформляется заключение, которое составляется и представляется в порядке, предусмотренном для заключения, составляемого по результатам проверки. В заключении указывается на дополнительные контрольные мероприятия, в результате которых оно составлено и основания их проведения. По окончании дополнительных контрольных мероприятий заключение по результатам проверки рассматривается заново с учетом заключения по результатам проведения дополнительных контрольных мероприятий. 6.11. Решение о прекращении производства по результатам проверки принимается в случае отсутствия нарушений или замечаний, требующих принятия иных решений. Указанное решение считается принятым при непринятии руководителем контрольно-ревизионного отдела в установленный срок иных решений и не требует документального оформления. 6.12. Решения, предусмотренные настоящей статьей по результатам рассмотрения заключения, принимаются в отношении каждого указанного в резолютивной части заключения нарушения и замечания. В зависимости от вида и характера нарушений и замечаний по результатам рассмотрения заключения одновременно может быть принято несколько различных решений. 6.13. Решение, принятое по результатам рассмотрения заключения в течение трех рабочих дней направляется проверенному ревизионному союзу, который в течение трех рабочих дней с момента его получения обязан ознакомить с ним ревизоров-консультантов в части, затрагивающей их права и обязанности. 6.14. Решение, принятое по результатам рассмотрения заключения по результатам проверки может быть обжаловано проверенным ревизионным союзом и (или) его ревизорами-консультантами в дисциплинарную комиссию СРО Россоюз “Чаянов” в течение десяти дней с момента его получения ревизионным союзом. Статья 7. Ответственность за нарушение настоящего правила 7.1. За нарушение настоящего правила ревизионный союз, его исполнительный директор и ревизоры-консультанты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом и правилами СРО Россоюз “Чаянов”. Приложения: Приложение № 1 К Правилу ревизионной деятельности “Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов” Вопросы проверки
Приложение № 2 К Правилу ревизионной деятельности “Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов” Регламент проведения проверок деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов
Приложение № 3 К Правилу ревизионной деятельности “Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов” Подтверждение Независимости, компетентности и конфиденциальности Я, __________________________________________________________________________ (Ф.И.О.) подтверждаю отсутствие обстоятельств материальной, личной и иной заинтересованности в результатах проверки ______________________________________________________________ (Наименование ревизионного союза) назначенной по решению руководителя КРО СРО Россоюз “Чаянов” от “__” ____________ 20__г. С правилами проведения проверки, установленными Федеральным законом “О сельскохозяйственной кооперации”, правилами СРО Россоюз “Чаянов” ознакомлен и обязуюсь их соблюдать. Обязуюсь сохранять коммерческую, профессиональную и иную охраняемую законом тайну в отношении сведений, полученных мною при проведении проверки, не передавать указанные сведения, документы или их копии третьим лицам либо разглашать эти сведения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дата Подпись и ее расшифровка Приложение № 4 К Правилу ревизионной деятельности “Контроль деятельности ревизионных союзов и ревизоров-консультантов” Перечень документов и сведений, представляемых к проверке 1. Свидетельство государственной регистрации некоммерческой организации; 2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица; 3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на период проведения проверки; 4. Учредительный договор, устав и их изменения; 5. Реестр членов ревизионного союза с указанием следующих сведений о них: полного наименования, места нахождения, телефонов, даты вступления в ревизионный союз и прекращения членства в нем. 6. Протоколы общих собраний членов ревизионного союза и заседаний его наблюдательного совета; 7. Свидетельство о включении ревизионного союза в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов СРО Россоюз “Чаянов”; 8. Список ревизоров-консультантов, работающих в ревизионном союзе по основному месту работы с указанием следующих сведений о них: фамилии, имени, отчества, номере, даты выдачи квалификационного аттестата ревизора-консультанта (аудитора), даты приема на работу в ревизионный союз и увольнения из него. 9. Трудовые книжки ревизоров-консультантов, работающих в ревизионном союзе по основному месту работы в части записей, сделанных ревизионным союзом; 10. Аттестаты ревизора-консультанта либо аудитора для лиц, работающих в ревизионном союзе в должности ревизора-консультанта, либо привлекаемых в этом качестве по гражданско-правовому договору; 11. Свидетельства о включении сведений о ревизорах-консультантах ревизионного союза в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов СРО Россоюз “Чаянов”; 12. Свидетельства СРО Россоюз “Чаянов” о ежегодном повышении квалификации ревизоров-консультантов; 13. Персональные дела членов ревизионного союза, содержащие следующие сведения и документы: заявление о вступлении в ревизионный союз либо о прекращении членства в нем, выписка из протокола общего собрания членов кооператива о вступлении в ревизионный союз или прекращении членства в нем, документы, подтверждающие изменение основных сведений о членах, документы, подтверждающие выход кооператива (союза кооперативов) из предыдущего ревизионного союза либо отсутствие членства в ревизионных союзах; 14. Регистры бухгалтерского учета, либо учета, осуществляемого в иной форме, содержащие информацию о расчетах (поступлениях и задолженности) по уплате членских взносов и иных средств от оказания услуг в разрезе контрагентов и отдельных заданий; 15. Документы, подтверждающие ознакомление ревизоров-консультантов и других работников ревизионного союза с правилами СРО Россоюз “Чаянов” и этическими правилами поведения; 16. Документы, подтверждающие наличие в ревизионном союзе процедур по контролю качества оказываемых услуг; 17. Документы, подтверждающие наличие процедур по обеспечению независимости ревизоров-консультантов при оказании услуг; 18. Документы, подтверждающие наличие процедур по обеспечению сохранности информации, составляющей профессиональную тайну; 19. Документы, подтверждающие наличие процедур внутреннего контроля и согласования позиций; 20. Отчетность, представленная в СРО Россоюз “Чаянов”; 21. Документы, подтверждающие представление информации об изменении сведений о ревизионном союзе, подлежащих включению в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров-консультантов; 22. Документы, подтверждающие уведомление СРО Россоюз “Чаянов” о дате, времени и месте проведения общих собраний членов ревизионного союза, заседаний наблюдательного совета, на которых рассматривались вопросы членства в саморегулируемой организации и назначении исполнительного директора; 24. Документы, подтверждающие сообщение СРО Россоюз “Чаянов” о несоответствии ревизионного союза требованиям пункта 2 статьи 31 и пункта 1 статьи 32 Федерального закона “О сельскохозяйственной кооперации”; 25. Документы, подтверждающие согласование с СРО Россоюз “Чаянов” кандидатуры исполнительного директора; 26. Перечень кооперативов (союзов кооперативов), в которых проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности; 27. Внутренние правила ревизионного союза; 28. Документы о назначении ревизий, планы и программы ревизий, рабочая документация и иные материалы по проведенным ревизиям; 29. Документы, подтверждающие проведение ревизий в месте нахождения кооперативов (союзов кооперативов); 30. Письменная информация руководству кооператива (союза кооперативов) и ревизионные заключения, выданные по результатам ревизии; 31. Документы об оказании сопутствующих услуг (поручение на выполнение задания, рабочая документация, иные материалы, результаты); 32. Заключения, выданные на обоснование целесообразности реорганизации кооператива, на обоснование досрочного прекращения полномочий его председателя и (или) исполнительного директора, совершение сделок, в которых присутствует конфликт интересов; 33. Документы, подтверждающие принятие мер в случае реорганизации кооператива, досрочного прекращения полномочий его председателя и (или) исполнительного директора, совершения сделок, в которых присутствует конфликт интересов без заключения ревизионного союза; 34. Документы о подготовке заключений на обоснование целесообразности реорганизации кооператива, на обоснование досрочного прекращения полномочий его председателя и (или) исполнительного директора, совершение сделок, в которых присутствует конфликт интересов (поручение на выполнение задания, рабочая документация, иные материалы); 35. Протоколы общих собраний членов кооперативов, на которых рассматривались вопросы об их преобразовании в хозяйственное товарищество или общество либо иные документы, подтверждающие присутствие представителя ревизионного союза на таком собрании и осуществлении контроля над соблюдением законодательства; 36. Документы, подтверждающие уплату вступительных, основных и целевых членских взносов и взносов в компенсационный фонд СРО Россоюз “Чаянов”; 37. Смета доходов и расходов ревизионного союза; |